17. Нестандартные уроки
С середины 70х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Мнения педагогов на нестандартные уроки расходится: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Примером нестандартных уроков могут служить уроки – семинары и уроки – конференции.
Основная цель урока-семинара активизировать самостоятельную работу учащихся над учебой и научной литературой и, таким образом, нацелить их на более глубокое осмысление изучаемого материала. Для этого заранее определяется тема семинара, дающая учащимся вопросы для обсуждения, указывается литература для самостоятельной работы.
Вводный семинар опирается на имеющиеся у учеников знания и опыт. Учащиеся коллективно собирают информацию по теме семинара, классифицируют ее по разделам. Выбирают руководителей, которые формируют вои группы. Группы выступают по теме. Оценку выступления дают сами учащиеся.
Обзорный семинар предполагает самостоятельный обзор учениками всей темы на основе учебника и других материалов. Результаты обзора ученики выполняют в виде следующих суждений: 1) смысл заданной темы; 2) ее главные направления или части; 3)изучаемые объекты; 4) возникшие вопросы; 5) отличия изложения темы в разных источниках.
Поисковый семинар предусматривает исследовательскую деятельность учеников в группах, а затем коллективный поиск по наиболее интересным и важным проблемам.
Семинар – «круглый стол». На занятие приглашаются специалисты по рассматриваемым вопросам - ученые или специально подготовленные ученики.
Семинар – выставка. Организуется в учебном кабинете по предмету, где выставляются демонстрационное оборудование по изучаемой теме, научно – популярная литература, ученические рефераты, самодельные газеты, наглядные пособия и т.п. Происходит экскурсия, по окончании которой учащиеся пишут отзывы.
Уроки – конференции посвящаются обсуждению тех существенных вопросов, которые нередко вызывают разноречивые суждения.
Такие уроки интересны учащимся, поэтому их следует практиковать всем учителям.
- Сущность процесса обучения
- Принципы обучения
- Принцип воспитывающего обучения и его практическая реализация
- Принцип связи теории с практикой
- Содержание учебного процесса
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
- Классификация методов обучения
- 9. Методы обучения.
- 11. Этапы педагогического процесса.
- 12. Репродуктивная и творческая учебная деятельность школьников.
- 13. Процесс усвоения школьниками знаний.
- 14. Урок как форма организации обучения в школе.
- 15. Типы и структура уроков.
- 16. Виды и формы обучения.
- 17. Нестандартные уроки
- 18. Деятельностный подход к обучению и воспитанию
- 19. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников
- 20. Проблема развивающего обучения в современной дидактике.
- Принципы развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б.Эльконина-в.В.Давыдова
- 21. Стимулирование учения.
- 22. Мотивы учения школьников и пути их развития.
- 23. Развитие познавательного интереса школьников разного возраста.
- 24. Проблема дифференциации и индивидуализации обучения.
- 25. Диагностика обучения.
- 26.Анализ современных диагностических концепций.
- 27.Цели воспитания.
- 28. Особенности воспитательного процесса.
- 29.История педагогики и образования как область научного знания.
- 30.Общие методы воспитания.
- 31. Технология воспитания.
- 32. Понятие о воспитательных системах.
- 33.Воспитание личности в коллективе.
- 34. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировых культур.
- 35. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
- 36. Воспитание культуры межнационального общения.
- 37.Воспитание толерантности.
- 38. Общественное и семейное воспитание.
- 39. Предмет социальной педагогики.
- 41. Функции и задачи внутришкольного управления.
- 42.Понятие педагогических технологий.
- 43.Требования к учителю в современной школе.
- 44 Профильное обучение.
- 45 Педагогические инновации.
- 46 Аттестация педагогических кадров.
- 47. Школьное расписание уроков и требования к нему.
- 48 Современные инновационные процессы в школе.
- 1. Информационно-коммуникационные технологии (икт) в предметном обучении.
- 2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета.
- 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
- 4. Мониторинг интеллектуального развития.
- 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
- 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса оу.