logo
экзамен педагогика

23. Развитие познавательного интереса школьников разного возраста.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес (от лат. Interest – имеет значение, важно)-реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная.

Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Познавательный интерес имеет большую силу.

Ступени в развитии познавательного интереса:

  1. Любопытство – это первая ступень избирательного отношения, обусловленная чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка.

  2. Любознательность характеризует стремление человека проникать запределы увиденного – начальный путь познания.

  3. Познавательный интерес обычно характеризуется творческой активностью, избирательной направленностью учебных предметов (интерес к предмету).

  4. Теоретический интерес – связан со стремлением к осмыслению сложных теоретических вопросов конкретной науки, использовании их инструмента познания.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся.

Средства помогающие поддерживать активную мыслительную деятельность (внешние факторы)

Средства, которые вызывают постоянную активную мыслительную деятельность (внутренние факторы)

  1. Мобилизующее начало урока

1. Специальные вопросы учителя:

- сравнение 2х явлений

- установить связи

- сопоставить по сходству

- аналогия с ситуацией

- противопоставление явлений

- вопросы, став. учащихся перед противоречием

- вопросы, требующие самостоятельное практическое применение

  1. Многообразие форм работы

2.Использование проблем метода обучения

  1. Интересно-занимательный характер обучения

3.Самост. и творч. Работа учащихся.

  1. Воспитание интеллектуальных и нравственных мотивов деятельности

4.Индивидуальное обучение

  1. Поощрение и наказание

5.Использование обратного и прямого хода мысли

  1. Постоянный контроль

6.Задачи с недостатками или лишением данных.

  1. Познавательные игры, учебные дискуссии и т.п.

7.Практическая задача, требующая решение.