logo
экзамен педагогика

16. Виды и формы обучения.

  1. Виды обучения

В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения.

Объяснительно – иллюстративное обучение.

Объяснение в сочетании с наглядность – главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно – иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Так же ему свойственны крупные недостатки. Преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а так же незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение.

Его отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения.

Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Программированное обучение.

Основная цель – улучшение управления учебным процессом.

Особенности программированного обучения заключается в следующем:

Компьютерное обучение.

Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами. Можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач – предъявление информации, управление ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т.д. Определились главные направления эффективного использования ЭВМ. В их числе два важнейших: 1) повышение успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, естественным наукам, географии и др.), ориентированное на результат процесса; ) развитие общих когнитивных способностей – решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. Кроме того, компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.

Качество компьютерного обучения обуславливается двумя основными факторами: 1) качеством обучающих программ и 2) качеством вычислительной техники.

  1. Формы обучения.

Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и др.

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения.

Ее особенности:

Главный минус - это опора на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Классно-урочная форма организации обучения является главной.

Ее ключевым моментом является урок.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

  1. Использование новейших достижений науки, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

  2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

  3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетос их интересов. Наклонностей и потребностей.

  4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

  5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

  6. Эффективное использование педагогических средств.

  7. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков.

Кажддый урок направляется на достижение тадиционной цели: оьбучить, воспитать, развить.С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. Так же к уроку выделяют и другие требования: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися. Требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.