16. Виды и формы обучения.
Виды обучения
В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения.
Объяснительно – иллюстративное(традиционное)
Проблемное
Программированное и развивавшееся на его основе компьютеризованные обучение.
Объяснительно – иллюстративное обучение.
Объяснение в сочетании с наглядность – главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно – иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Так же ему свойственны крупные недостатки. Преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а так же незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Проблемное обучение.
Его отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения.
Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Программированное обучение.
Основная цель – улучшение управления учебным процессом.
Особенности программированного обучения заключается в следующем:
Учебный материал разделяется на отдельные порции;
Учебный процесс состоит из последовательных шагов
Каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);
При правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
При неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
Каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
Результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются
Педагог выступает организатором обучения и помощником
Компьютерное обучение.
Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами. Можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач – предъявление информации, управление ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т.д. Определились главные направления эффективного использования ЭВМ. В их числе два важнейших: 1) повышение успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, естественным наукам, географии и др.), ориентированное на результат процесса; ) развитие общих когнитивных способностей – решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. Кроме того, компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.
Качество компьютерного обучения обуславливается двумя основными факторами: 1) качеством обучающих программ и 2) качеством вычислительной техники.
Формы обучения.
Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и др.
Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения.
Ее особенности:
Постоянный состав учащихся примерно одного возраста;
Каждый класс работает в соответсвии со своим годовым планом;
Каждый урок посвящается только одному предмету;
Постоянное чердовани уроков(расписание);
Руководящая роль учителя;
Применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся.
Главный минус - это опора на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.
Классно-урочная форма организации обучения является главной.
Ее ключевым моментом является урок.
Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
Использование новейших достижений науки, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетос их интересов. Наклонностей и потребностей.
Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
Эффективное использование педагогических средств.
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков.
Кажддый урок направляется на достижение тадиционной цели: оьбучить, воспитать, развить.С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. Так же к уроку выделяют и другие требования: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися. Требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.
- Сущность процесса обучения
- Принципы обучения
- Принцип воспитывающего обучения и его практическая реализация
- Принцип связи теории с практикой
- Содержание учебного процесса
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
- Классификация методов обучения
- 9. Методы обучения.
- 11. Этапы педагогического процесса.
- 12. Репродуктивная и творческая учебная деятельность школьников.
- 13. Процесс усвоения школьниками знаний.
- 14. Урок как форма организации обучения в школе.
- 15. Типы и структура уроков.
- 16. Виды и формы обучения.
- 17. Нестандартные уроки
- 18. Деятельностный подход к обучению и воспитанию
- 19. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников
- 20. Проблема развивающего обучения в современной дидактике.
- Принципы развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б.Эльконина-в.В.Давыдова
- 21. Стимулирование учения.
- 22. Мотивы учения школьников и пути их развития.
- 23. Развитие познавательного интереса школьников разного возраста.
- 24. Проблема дифференциации и индивидуализации обучения.
- 25. Диагностика обучения.
- 26.Анализ современных диагностических концепций.
- 27.Цели воспитания.
- 28. Особенности воспитательного процесса.
- 29.История педагогики и образования как область научного знания.
- 30.Общие методы воспитания.
- 31. Технология воспитания.
- 32. Понятие о воспитательных системах.
- 33.Воспитание личности в коллективе.
- 34. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировых культур.
- 35. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
- 36. Воспитание культуры межнационального общения.
- 37.Воспитание толерантности.
- 38. Общественное и семейное воспитание.
- 39. Предмет социальной педагогики.
- 41. Функции и задачи внутришкольного управления.
- 42.Понятие педагогических технологий.
- 43.Требования к учителю в современной школе.
- 44 Профильное обучение.
- 45 Педагогические инновации.
- 46 Аттестация педагогических кадров.
- 47. Школьное расписание уроков и требования к нему.
- 48 Современные инновационные процессы в школе.
- 1. Информационно-коммуникационные технологии (икт) в предметном обучении.
- 2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета.
- 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
- 4. Мониторинг интеллектуального развития.
- 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
- 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса оу.