19. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников
Личностно-ориентированное образование рассматривает механизмы формирования личности (системы отношений и качеств личности) как самоцель образования, достижению которой подчинены все содержательные и процессуальные компоненты. Поэтому в условии личностного подхода к воспитанию как части образовательного процесса главной стратегической линией выступает конечная цель – идеальная модель личности, а все остальные компоненты воспитательной системы уже проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. В системе традиционного образования воспитание личности воспринимается не с точки зрения самобытности и целостности ребенка, а через призму «вещественных», функционально заданных параметров – успеваемости, «правильного» поведения, мотивации и др. Личностно ориентированный подход в воспитании характерен для многих прогрессивных воспитательных школ (вальдорфская школа, школа М.Монтессори и др.)
Вальдорфская школа Она получило свое название от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа. Основоположником школы был немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер (1861-1925). Р.Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение – антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Данная система рассматривает каждого ребенка, как уникальную, неповторимую личность. Ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу – божественное начало. Все это призывает педагога – воспитателя бережно относиться к каждому ребенку, со всеми его достоинствами и недостатками. Изначально ставится задача создать условия для личностного роста, личностного саморазвития «Я», и прежде всего роста духовно-нравственного. Главное в вальдорфской педагогике – ориентация на развитие духовности личности и создание условий для ее роста.
Школа М.Монтессори Итальянский педагог М. Монтессори (1870-1952)исходила из того, что образование не формирует ребенка, а лишь предоставляет возможность развивать свое тело и свою душу посредством собственной деятельности. Оно представляет собой естественный процесс развития детей через накопление практического опыта, самостоятельных открытий, материал для которых ребенок черпает в окружающей среде. Поэтому М. Монтессори главной идеей воспитания личности видит создание окружающей среды, наиболее благоприятной для развития и индивидуально-личностного роста ребенка. Любая жизнь, по утверждению Монтессори, есть существование свободной активности, следовательно, развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самовыражении. Воспитание ребенка в соответствии с системой Монтессори заключается в том, чтобы, особым образом организуя среду жизни ребенка, предоставлять ему возможность свободно действовать в соответствии с его естественными наклонностями. Педагогические условия и пути реализации личностно-ориентированного подхода в обучении:
Развитие индивидуальных способностей детей
Раскрытие и развитие сущностных сил ребенка
Развитие творческих способностей детей с учетом их интересов, склонностей, типа мышления;
Ориентация на формирование у школьников готовности к самоопределению, саморегуляции, самореализации
- Сущность процесса обучения
- Принципы обучения
- Принцип воспитывающего обучения и его практическая реализация
- Принцип связи теории с практикой
- Содержание учебного процесса
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
- Классификация методов обучения
- 9. Методы обучения.
- 11. Этапы педагогического процесса.
- 12. Репродуктивная и творческая учебная деятельность школьников.
- 13. Процесс усвоения школьниками знаний.
- 14. Урок как форма организации обучения в школе.
- 15. Типы и структура уроков.
- 16. Виды и формы обучения.
- 17. Нестандартные уроки
- 18. Деятельностный подход к обучению и воспитанию
- 19. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников
- 20. Проблема развивающего обучения в современной дидактике.
- Принципы развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б.Эльконина-в.В.Давыдова
- 21. Стимулирование учения.
- 22. Мотивы учения школьников и пути их развития.
- 23. Развитие познавательного интереса школьников разного возраста.
- 24. Проблема дифференциации и индивидуализации обучения.
- 25. Диагностика обучения.
- 26.Анализ современных диагностических концепций.
- 27.Цели воспитания.
- 28. Особенности воспитательного процесса.
- 29.История педагогики и образования как область научного знания.
- 30.Общие методы воспитания.
- 31. Технология воспитания.
- 32. Понятие о воспитательных системах.
- 33.Воспитание личности в коллективе.
- 34. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировых культур.
- 35. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
- 36. Воспитание культуры межнационального общения.
- 37.Воспитание толерантности.
- 38. Общественное и семейное воспитание.
- 39. Предмет социальной педагогики.
- 41. Функции и задачи внутришкольного управления.
- 42.Понятие педагогических технологий.
- 43.Требования к учителю в современной школе.
- 44 Профильное обучение.
- 45 Педагогические инновации.
- 46 Аттестация педагогических кадров.
- 47. Школьное расписание уроков и требования к нему.
- 48 Современные инновационные процессы в школе.
- 1. Информационно-коммуникационные технологии (икт) в предметном обучении.
- 2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета.
- 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
- 4. Мониторинг интеллектуального развития.
- 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
- 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса оу.