Принципы обучения
Дидактические принципы – это основные положения, определяющие положения, содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса – логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов.
Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения, 2) наглядность, 3) последовательность, 4) прочность знаний и навыков.
Были предприняты многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих следующие принципы:
сознательности и активности
наглядности
систематичности и последовательности
прочности
научности
доступности
связи теории с практикой.
Эти принципы составляют систему дидактических принципов.
Принцип наглядности и его реализация в практике обучения.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности:
Необходимо использовать тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках и проч.), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме или письменной.
Золотое правило: Все, что только можно нужно представлять чувствами. А именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, и т.д.
Не нужно ограничиваться наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.
Обучая и воспитывая не нужно забывать, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.
Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.
Нужно следить за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.
Применяя наглядные средства нужно рассматривать их с учащимися сначала в целом, потом – главное и второстепенное, а затем – снова в целом.
Необходимо использовать различные виды наглядности, но не нужно увлекается чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
Желательно постараться изготовлять вместе с учащимися наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.
Никогда нельзя показывать того, чего сами хорошо не знаем, нужно старательно готовить наглядность к применению.
Нужно научно обоснованно применять современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, слайды и др. Необходимо в совершенстве владеть техническими средствами обучения, методикой их использования.
Применяя наглядные средства нужно воспитывать у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, творчество, интерес к учению.
Нужно использовать наглядность как одно из средств связи с жизнью.
С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической
- Сущность процесса обучения
- Принципы обучения
- Принцип воспитывающего обучения и его практическая реализация
- Принцип связи теории с практикой
- Содержание учебного процесса
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
- Классификация методов обучения
- 9. Методы обучения.
- 11. Этапы педагогического процесса.
- 12. Репродуктивная и творческая учебная деятельность школьников.
- 13. Процесс усвоения школьниками знаний.
- 14. Урок как форма организации обучения в школе.
- 15. Типы и структура уроков.
- 16. Виды и формы обучения.
- 17. Нестандартные уроки
- 18. Деятельностный подход к обучению и воспитанию
- 19. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников
- 20. Проблема развивающего обучения в современной дидактике.
- Принципы развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б.Эльконина-в.В.Давыдова
- 21. Стимулирование учения.
- 22. Мотивы учения школьников и пути их развития.
- 23. Развитие познавательного интереса школьников разного возраста.
- 24. Проблема дифференциации и индивидуализации обучения.
- 25. Диагностика обучения.
- 26.Анализ современных диагностических концепций.
- 27.Цели воспитания.
- 28. Особенности воспитательного процесса.
- 29.История педагогики и образования как область научного знания.
- 30.Общие методы воспитания.
- 31. Технология воспитания.
- 32. Понятие о воспитательных системах.
- 33.Воспитание личности в коллективе.
- 34. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировых культур.
- 35. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
- 36. Воспитание культуры межнационального общения.
- 37.Воспитание толерантности.
- 38. Общественное и семейное воспитание.
- 39. Предмет социальной педагогики.
- 41. Функции и задачи внутришкольного управления.
- 42.Понятие педагогических технологий.
- 43.Требования к учителю в современной школе.
- 44 Профильное обучение.
- 45 Педагогические инновации.
- 46 Аттестация педагогических кадров.
- 47. Школьное расписание уроков и требования к нему.
- 48 Современные инновационные процессы в школе.
- 1. Информационно-коммуникационные технологии (икт) в предметном обучении.
- 2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета.
- 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
- 4. Мониторинг интеллектуального развития.
- 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
- 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса оу.