logo
экзамен педагогика

Сущность процесса обучения

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

1) двусторонний характер,

2) совместная деятельность учителей и учащихся,

3) руководство со стороны учителя,

4) специальная планомерная организация и управление,

5) целостность и единство,

6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся,

7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагога

Деятельность обучаемых

  1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения

  1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения

  1. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)

  1. Восприятие новых знаний, умений

  1. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений

  1. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация

  1. Управление процессом познания научных закономерностей и законов

  1. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей

  1. Управление процессом перехода от теории к практике

  1. Приобретение умений и навыков, их систематизаия

  1. Организация эвристической деятельности

  1. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем

  1. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся

  1. Самоконтроль, самодиагностика достижений