Классификация методов обучения
Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.
1. Традиционная классификация методов обучения. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность. Слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия еще и видео. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой и видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации.
-
Практический
Наглядный
Словесный
Работа с книгой
Видеометод
Опыт
Упражнение
Учебно-производительный труд
Иллюстрация
Демонстрация
Наблюдения учащихся
Объяснение
Разъяснение
Рассказ
Беседа
Лекция
Дискуссия
Чтение
Изучение
Реферирование
Беглый просмотр
Цитирование
Просмотр
Обучение
Контроль
2. Классификация методов по назначению. В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:
Приобретение знаний
Формирование умений и навыков
Применение знаний
Творческая деятельность
Закрепление
Проверка знаний, умений, навыков.
3. Классификация методов по типу познавательной деятельности. В данной классификации выделяются следующие методы:
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Исследовательский
Сущность объяснительно-иллюстративного метода выражается в следующих его признаках:
знания учащимся предлагаются в «готовом» виде
учитель организует различными способами восприятие этих знаний
учащиеся осуществляют восприятие и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.
В репродуктивном методе выделяются следующие признаки:
1) Знания учащимся предлагаются в «готовом» виде
2) Учитель не только сообщает знания, но и объясняет их
3) Учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение знаний.
4) Необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний
Главное преимущество данного метода – экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.
Сущность частично-поискового метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:
знания учащимся не предлгаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно
учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств
учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются прочные знания.
Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала до конца.
Сущность исследовательского метода сводится к тому, что
учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени
знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся.
Деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач
Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:
1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала
2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний
К первой группе относятся: информационно-развивающие (устное изложение, беседа, работа с книгой), поисковые (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы), исследовательский метод
Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные), практические работы.
5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных и полинарных классификаций, в которых методы группируются на основе двух или более общих признаков.
- Сущность процесса обучения
- Принципы обучения
- Принцип воспитывающего обучения и его практическая реализация
- Принцип связи теории с практикой
- Содержание учебного процесса
- Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
- Классификация методов обучения
- 9. Методы обучения.
- 11. Этапы педагогического процесса.
- 12. Репродуктивная и творческая учебная деятельность школьников.
- 13. Процесс усвоения школьниками знаний.
- 14. Урок как форма организации обучения в школе.
- 15. Типы и структура уроков.
- 16. Виды и формы обучения.
- 17. Нестандартные уроки
- 18. Деятельностный подход к обучению и воспитанию
- 19. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников
- 20. Проблема развивающего обучения в современной дидактике.
- Принципы развивающего обучения л.В. Занкова
- Система развивающего обучения д.Б.Эльконина-в.В.Давыдова
- 21. Стимулирование учения.
- 22. Мотивы учения школьников и пути их развития.
- 23. Развитие познавательного интереса школьников разного возраста.
- 24. Проблема дифференциации и индивидуализации обучения.
- 25. Диагностика обучения.
- 26.Анализ современных диагностических концепций.
- 27.Цели воспитания.
- 28. Особенности воспитательного процесса.
- 29.История педагогики и образования как область научного знания.
- 30.Общие методы воспитания.
- 31. Технология воспитания.
- 32. Понятие о воспитательных системах.
- 33.Воспитание личности в коллективе.
- 34. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировых культур.
- 35. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
- 36. Воспитание культуры межнационального общения.
- 37.Воспитание толерантности.
- 38. Общественное и семейное воспитание.
- 39. Предмет социальной педагогики.
- 41. Функции и задачи внутришкольного управления.
- 42.Понятие педагогических технологий.
- 43.Требования к учителю в современной школе.
- 44 Профильное обучение.
- 45 Педагогические инновации.
- 46 Аттестация педагогических кадров.
- 47. Школьное расписание уроков и требования к нему.
- 48 Современные инновационные процессы в школе.
- 1. Информационно-коммуникационные технологии (икт) в предметном обучении.
- 2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета.
- 3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
- 4. Мониторинг интеллектуального развития.
- 5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
- 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса оу.