logo
Общая педагогика-Симоненко

Сущность понятия образования

В

Закон РФ «Об образовании» принят в 1992 г. (новая редакция закона утверждена в 1996 г.). Закон является федеральным нормативно-правовым документом, в котором изложены принципы государственной политики в области образования, система образования и порядок управления ею, экономические основы, социальные гарантии реализации прав граждан на образование, правовые основы международной деятельности образовательных учреждений

словаре С.Н. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение. В учебниках по педагогике образование определяется либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта (пособие по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого), либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков (И.П. Подласый), либо как социальное явление (учебное пособие "Педагогика" авторов В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др.).

В Законе РФ "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Как видно, в данном случае образование определяется как широкое понятие, включающее в себя и обучение, и воспитание. Поэтому сейчас педагогику нужно рассматривать как науку об образовании человека.

В рамках личностно ориентированной развивающей парадигмы образование можно рассматривать как процесс и результат развития личности посредством научно организованного обучения и воспитания. В этом случае знания, умения и навыки будут выступать не как цель обучения, а как средства развития личности.

А

"Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию".

Я.А. Коменский (1592-1670). Великий чешский педагог. Основоположник педагогики как науки. Разработал возрастную периодизацию и последовательную систему школ, классно-урочную форму обучения, принципы и правила обучения, первые иллюстрированные учебники; высказал новый взгляд на учителя

спекты образования

Наличие множества определений понятия образования показывает, что оно является сложным, многоаспектным. По мнению академика Б.С. Гершунского, можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс и образование как результат. Содержание этих аспектов представлено в таблице:

Аспекты образования

Их содержание

1. Образование как ценность

Содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества, "локомотив" общества, оно должно обеспечивать развитие общества.

Формирование нравственного, интеллектуального и ресурсного потенциала государства.

Всестороннее и гармоничное развитие личности, создание условий для реализации ее потенциальных возможностей, интересов и склонностей.

Общество и государство должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, обращать на нее особое внимание, понимая, что образование определяет будущее общества. Не случайно в развитых странах на образование выделяется 10-14% национального дохода, продолжительность обязательного образования увеличена до 12-13 лет, разрабатываются и осуществляются национальные программы развития образования.

2. Образование как система

Образование является открытой социальной системой. У каждого народа должна быть создана собственная система образования. В России система образования представляет собой совокупность:

- образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления;

- сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий

3. Образование как процесс

Системообразующим элементом образовательного процесса по вертикали является цель, которая определяется обществом и должна стать убеждением педагога. Общая цель конкретизируется в частных целях (например, цели каждого занятия).

Чтобы достигнуть цели образования, необходимо решить определенные задачи.

В центре образовательного процесса находятся личности обучающего и обучающегося субъектов. Их взаимная деятельность строится на духовном единстве и осуществляется по общему алгоритму:

- анализ исходной ситуации, постановка конкретных образовательных целей и задач;

- отбор содержания и средств достижения целей;

- планирование и осуществление образовательных действий;

- контроль, анализ результатов, корректирование совместной работы.

Заранее устанавливаются критерии и показатели эффективности образовательного процесса. Объектом образовательного процесса является содержание учебного материала, имеющего инвариантный и вариативный компоненты.

Субъекты образовательного процесса выбирают оптимальную технологию, включающую определенное сочетание методов, средств и организационных форм совместной деятельности.

Результатами образовательного процесса является уровень развития субъектов этого процесса и самого образовательного учреждения.

Результаты сравниваются с поставленной целью.

Таким образом, основными компонентами образовательного процесса являются цель, задачи, содержание, формы и методы, средства, деятельность субъектов процесса, критерии и показатели эффективности, результаты.

4. Образование как результат

Результативность образования можно определить по уровню развития обучающихся и самой системы образования. В этом случае показателями результативности являются:

- реализация образовательных стандартов;

- развитие сети и укрепление учебно-материальной базы;

- развитие образовательных технологий;

- развитие системы органов управления образованием;

- достижение и подтверждение гражданином определенного ценза, который удостоверяется соответствующим документом;

- уровень физического, психического, интеллектуального, нравственного развития обучающихся;

- уровень сформированности культуры;

- состояние здоровья обучающихся;

- качество знаний, умений и навыков;

- сформированность потребности в знаниях и стремления к самообразованию.

Результаты образования можно разбить на три группы: количественные (абсолютные значения или проценты); качественные (описание и балльные шкалы); оценочные (отношения, мнения, переживания и др.).

Безусловно, аспектное разделение образования не отрицает его целостности.