logo
Общая педагогика-Симоненко

Профессионально-образовательный процесс как целостная система

Профессионально-образовательный процесс – это социально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях, направленное на решение профессионально развивающих и образовательных задач.

Основными компонентами, субъектами этого процесса являются педагоги и обучающиеся (учащиеся, студенты). Их профессионально-педагогическое взаимодействие направлено на освоение содержания профессионального образования. Успешное осуществление этого взаимодействия возможно при наличии необходимых педагогических средств и использовании эффективных методов, форм, средств коммуникативного воздействия, способов и приемов и др.

Системообразующим фактором профессионально-педагогического процесса является его цель – общее и профессиональное развитие обучающихся, которая определяется обществом и внутренне присуща (имманентна) содержанию профессионального образования, присутствует в деятельности педагогов и обучающихся.

Профессионально-образовательный процесс завершается определенными результатами (профессиональная обученность, воспитанность, личностное и профессиональное развитие обучающихся), которые анализируются субъектами профессионально-образовательного процесса и соотносятся с общей целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы и осуществляется следующий цикл педагогического взаимодействия.

Таким образом, модель профессионально-образовательного процесса графически можно представить следующим образом.