logo
Общая педагогика-Симоненко

Объекты педагогического проектирования

Основные объекты педагогического проектирования по степени их сложности представлены на нижеследующем рисунке.

Кратко охарактеризуем эти объекты. Педагогические системы как объекты проектирования – это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов: педагоги, обучающиеся, материально-технические предметы, процессы и др. По размерам выделяют следующие виды педагогических систем:

К особым системам относятся субъекты образовательного процесса. Ведущим звеном в педагогической системе является личность воспитанника.

Педагогический процесс объединяет в единое целое цель, содержание, методы, формы, средства, которые способствуют развитию воспитанников и педагогов в их непосредственном взаимодействии. Педагогический процесс для педагогов является главным объектом проектирования.

Педагогическая ситуация как объект проектирования существует в рамках педагогического процесса, является составной его частью, характеризующей его состояние в определенное время. Педситуации могут возникать случайно или специально, они проектируются с целью конкретизации педагогического процесса с учетом реальных условий.

Педагогические технологии также являются объектом проектирования, в ходе которого определяется последовательность действий педагога с использованием определенных методов, форм и средств.

Образовательно-пространственная среда тоже проектируется: создаются новые типы помещений, их оборудования и оформления, по-разному решается расположение учебных мест и т.д.