Периоды производственного обучения
Периоды производственного обучения | Вводный | Подготовительный | Период овладения трудовыми умениями и навыками | Контрольно-заключительный |
Задачи, решаемые мастером производственного обучения | Мастер изучает индивидуальные особенности учащихся, пробуждает у них интерес к выбору рабочей профессии, знакомит с условиями работы по профилю подготовки и с общими требованиями к труду. Он вовлекает учащихся в технические кружки, организует встречи с передовиками производства | Организация рабочего места учащихся, соблюдение требований безопасности труда и производственной дисциплины, бережного отношения к инструментам и материалам, соблюдение правил личной гигиены и производственной санитарии, ознакомление с культурой производства и производственной эстетикой | Формирует у учащихся навыки и умения, учит выполнять работы с соблюдением ритма и темпа, а также технических требований к выполняемой работе; развивает самостоятельность в выполнении заданий; воспитывает чувство ответственности за порученное дело | Закрепление полученных знаний, навыков и умений, их совершенствование на современном оборудовании с применением новых приспособлений и инструментов, а также освоение методов работы передовиков и новаторов производства |
Система производственного обучения | Вводный период носит ознакомительный характер и никакого отношения к системам производственного обучения не имеет. Продолжительность его около двух недель | Знакомство с конкретными видами работ. Учебно-производствен-ный труд учащихся носит производительный характер. Обучаемые овладевают основными элементами планирования труда: выбор заготовок, определение последовательности их обработки, способы закрепления заготовок, подбор режущего и контрольно-измерительно-го инструмента, организация рабочего места и др. Трудовой процесс учащихся складывается из изучения задания, технической документации, подготовки рабочего места, наладки оборудования, проведения обработочных операций с использованием различных приемов контроля за качеством выполняемой работы | Совершенствование трудовых навыков и умений. Подбираются такие работы, которые содержат как новые, только что изученные приемы, так и изученные ранее. У учащихся вырабатываются навыки комбинированных приемов и операций. До тех пор, пока обучающиеся полностью не изучат, не освоят и не закрепят все приемы выполнения работ, им не поручат выполнение комплексных работ. В период освоения профессии мастер уделяет большое внимание показу передовых методов работы, требует от учащихся овладения скоростными методами работы | Формирование основных трудовых приемов осуществляется посредством заданий на самостоятельное планирование работы, разработку элементов технологического процесса обработки изделия, обоснование оптимальных режимов работы оборудования, составление и объяснение алгоритмов поиска неисправностей и др. В этот период учащиеся уже умеют пользоваться производственной, инструментальной, планирующей и нормативной документацией. Они самостоятельно выполняют задания, принимают участие в техническом творчестве. |
Результат | Начинают возникать связи внутри ученического коллектива, формируется организационная структура: избраны органы самоуправления, обучающиеся вступают в деловые межличностные отношения, в рамках которых начинают создаваться микрогруппы по увлеченности совместной деятельностью. Обучающиеся адаптируются в новых условиях труда. Учащиеся осмысливают процесс профессиональной подготовки в учебной мастерской или в учебном цехе предприятия, характер взаимоотношений в коллективе, требования, которые предъявляются к ним как к членам этого коллектива | Созданы и работают органы самоуправления и общественные организации, на которые мастер опирается в своей работе. Возрастают требования актива к своим товарищам, усиливается стремление к коллективным действиям. Учащиеся уже полностью входят в коллектив и в систему производственных отношений, ориентируются на нормы и традиции коллектива, постоянно учатся соотносить с ними свои действия. Учащиеся осваивают типичные трудовые действия, приемы операций в результате многократного показа и объяснений мастером, а также систематических упражнений. У них вырабатываются первичные навыки выполнения отдельных трудовых приемов | Учащиеся должны подойти к выполнению норм выработки и уметь обеспечить необходимое качество работы. У них уже формируются навыки, способствующие повышению точности, скорости и самостоятельности в выполнении работы, развиваются навыки самоконтроля. Продолжительность этого периода в профтехучилище – около двух лет | У учащихся сформированы профессиональные умения и навыки. Обучающиеся умеют: планировать работу и применять передовые методы организации труда и рабочего места, управлять разными типами оборудования и применять инструменты и приспособления; пользоваться чертежами и технологической документацией; производить расчет режимов резания и работы оборудования; строго соблюдать требования к качеству продукции, осуществлять контроль и самоконтроль. Учащиеся умеют добиваться повышения производительности труда; бережно относится к оборудованию, инструментам и приспособлениям, экономить время, сырье, материалы и электроэнергию |
- Общая и профессиональная педагогика
- Общая и профессиональная педагогика Под редакцией в.Д. Симоненко
- Оглавление
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности Мнемосхема
- Сущность и особенности профессии
- Профессионально-педагогическая специальность
- Требования к подготовке специалистов
- Перспективы развития профессионально-педагогической специальности
- Словарь основных понятий
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность Мнемосхема
- Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности
- Содержание профессионально-педагогической деятельности
- Функции профессионально-педагогической деятельности
- Виды профессионально-педагогической деятельности
- Словарь основных понятий
- § 3. Личность педагога профессионального обучения Мн емосхема Направленность личности
- Профессиональная компетентность
- Профессионально важные качества
- Психофизиологические свойства личности
- Словарь основных понятий
- § 4. Профессионально-педагогическая культура педагога профессионального обучения Мнемосхема Сущность профессионально-педагогической культуры
- А Аксиология – философское учение о ценностях, их происхождении и сущности ксиологический компонент профессионально-педагогической культуры
- Технологический компонент профессионально-педагогической культуры
- Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
- К Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, суждение ритерии сформированности профессионально-педагогической культуры
- Словарь основных понятий
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения Мнемосхема
- Основные тенденции развития и принципы профессионально-педагогического образования
- Система среднего профессионально-педагогического образования
- Система высшего профессионально-педагогического образования
- Словарь основных понятий
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения Мнемосхема к ритериальные характеристики профессионализма педагога
- Профессионализм личности педагога профессионального обучения
- Профессионализация деятельности педагога профессионального обучения
- Цель, структура и функции повышения профессионализма
- Структура непрерывного профессионально-педагогического образования
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2. Общие основы педагогики
- § 1. Педагогика как наука об образовании человека Мнемосхема
- Возникновение педагогики как науки
- Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- Связь педагогики с другими науками
- Педагогика в системе других наук
- Словарь основных понятий
- § 2. Основные категории педагогики Мнемосхема
- Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие
- Образование, воспитание, самовоспитание, обучение
- Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация
- Развитие, формирование и становление личности
- Факторы развития личности
- Педагогические законы, закономерности, принципы и правила
- Словарь основных понятий
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований Мнемосхема
- Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога
- Уровни методологического знания
- Философский и общенаучный уровни методологии педагогики
- Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
- Организация и логика педагогического исследования
- Логика (этапы) исследования
- Методы педагогического исследования
- Апробация и оформление результатов исследования
- Словарь основных понятий
- § 4. Целостный педагогический процесс Мнемосхема с ущность и структура педагогического процесса
- Этапы решения педагогической задачи
- Педагогический процесс как целостная, динамическая система
- М одель педагогического процесса как целостной динамической системы
- Логика и условия построения целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- Целостная деятельность обучающихся
- Словарь основных понятий
- § 5. Педагогические инновации Мнемосхема с ущность, классификация и направления педагогических инноваций
- Классификация педагогических инноваций
- Технология, барьеры и условия осуществления инновационных процессов
- Инновационные образовательные учреждения
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательного учреждения
- Личность и факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- Словарь основных понятий
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний Мнемосхема
- Объект, предмет и функции профессиональной педагогики
- Задачи и структура профессиональной педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Структура академического курса профессиональной педагогики
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования Мнемосхема
- Сущность понятия образования
- Функции образования
- Словарь основных понятий
- § 2. Ведущие парадигмы образования Мнемосхема
- Когнитивная парадигма
- Личностно ориентированная парадигма
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно ориентированной педагогике
- Функционалистическая парадигма
- Культурологическая парадигма
- Взаимосвязь культуры и образования
- Словарь основных понятий
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения Мнемосхема
- Словарь основных понятий
- § 4. Модели образования Мнемосхема
- Общая характеристика моделей образования
- Сравнительный анализ современных моделей образования
- Словарь основных понятий
- § 5. Виды и уровни образования Мнемосхема
- Общее образование
- Профессиональное образование
- Дополнительное образование
- Словарь основных понятий
- § 6. Нормативно-правовые основы образования Мнемосхема
- Законодательная база образования
- Нормативная основа образования
- Словарь основных понятий
- § 7. Компетенции и тенденции развития образования в современном мире Мнемосхема
- Современные компетенции образования
- Основные тенденции развития образования
- Цели и задачи модернизации российского образования
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4. Генезис и перспективы развития теории и практики профессионального образования
- § 1. Становление и развитие профессионального образования за рубежом Мнемосхема
- Становление профессионального образования за рубежом
- Развитие теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX – первой половине XX вв.
- Словарь основных понятий
- § 2. Становление и развитие отечественного профессионального образования Мнемосхема
- Становление отечественного профессионального образования
- Развитие теории и практики отечественного профессионального образования в конце XIX – первой половине XX в.
- Система народного образования в дореволюционной России
- Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования
- Словарь основных понятий
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом Мнемосхема
- Модели профессионального образования
- Системы профессионального образования
- Система профессионального образования сша
- Германия
- Франция
- Система образования Франции
- Словарь основных понятий
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации Мнемосхема
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- Словарь основных понятий
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования Мнемосхема
- Концепция обучения одной профессии Многопрофессиональное обучение
- Многопрофессиональное обучение
- Ступенчатое обучение
- Ступенчатое обучение
- Концепция базового и специального профессионального обучения
- Концепция базового и специального профобучения
- Многоуровневое профессиональное обучение
- М ногоуровневое профессиональное обучение
- Подготовка специалистов по сокращенным срокам обучения
- С истема профессиональной подготовки
- Словарь основных понятий
- § 6. Современные требования к профессионалу Мнемосхема
- Современные требования к подготовке кадров
- Профессионально обусловленная структура личности
- Профессионально обусловленная структура личности специалиста
- Профессиональные и ключевые квалификации и компетенции
- Профессиональное развитие
- Словарь основных понятий
- § 7. Основные направления развития профессионального образования Мнемосхема
- Профессиональное образование в целом
- Базовое (начальное и среднее) профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования Мнемосхема
- Сущность и функции педагогического проектирования
- Объекты педагогического проектирования
- Технология педагогического проектирования
- Словарь основных понятий
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении Мнемосхема
- Профессионально-образовательный процесс как целостная система
- М одель профессионально-образовательного процесса
- Профессиональное образование
- Проектирование модели личности профессионала
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- Проектирование профессионально-педагогической деятельности
- Проектирование профессионально-педагогического взаимодействия
- Словарь основных понятий
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования м немосхема Источники формирования содержания профессионального образования
- Структура и содержание профессионального образования
- Формы проектирования содержания профессионального образования
- Словарь основных понятий
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование Мнемосхема
- Классификация методов обучения
- Характеристика методов профессионального обучения
- Проектирование методов профессионального обучения
- Словарь основных понятий
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование Мнемосхема
- Классификация форм организации профессионально- образовательного процесса
- Формы теоретической подготовки
- Формы практической подготовки
- Формы контроля
- Проектирование организационных форм профессионального обучения и воспитания
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- Словарь основных понятий
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения Мнемосхема
- Средства обучения: общая характеристика
- Учебник как текстовое средство обучения
- Визуальные средства обучения
- Классификация раздаточных материалов
- Технические средства обучения
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения Мнемосхема
- Сущность профессионального обучения
- П роцесс профессионального учения
- Функции профессионального обучения»
- Принципы профессионального обучения
- Словарь основных понятий
- § 2. Понятие технологии обучения Мнемосхема
- Сущность и характерные признаки педагогической технологии
- Функции, принципы и структурные компоненты педагогических технологий
- Словарь основных понятий
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе Мнемосхема
- Сущность модульного обучения
- Принципы и подходы к проектированию модульной программы
- Этапы проектирования модульных программ
- Словарь основных понятий
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании Интерактивные технологии обучения
- Технологии интерактивного обучения
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология проектного обучения
- Этапы выполнения проекта
- Компьютерные технологии обучения
- Словарь основных понятий
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения Мнемосхема
- Стадии профессионального обучения
- Задачи стадийного обучения
- Словарь основных понятий
- § 6. Системы и периоды производственного обучения м немосхема Системы производственного обучения
- Периоды производственного обучения
- Словарь основных понятий
- Периоды производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения Мнемосхема
- Сущность и модели дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Основные характеристики дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Программные продукты и технологии дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- Словарь основных понятий
- § 8. Выбор технологии обучения Мнемосхема
- Алгоритм выбора технологии обучения
- Алгоритм выбора технологии обучения
- Условия выбора технологии обучения
- Критерии оценки технологии обучения
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания Мнемосхема
- Процесс воспитания
- Цели и задачи воспитания
- Содержание профессионального воспитания
- Словарь основных понятий
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию Мнемосхема
- Системное построение процесса воспитания
- Системно-ролевая теория формирования личности
- Воспитание как педагогический компонент социализации личности
- Воспитание как формирование образа жизни
- Воспитание на основе потребностей человека
- Современные подходы к воспитанию
- Системный подход
- Деятельностный подход
- Личностно-ориентированный подход
- Философско-антропологический подход к воспитанию личности
- Синергетический подход
- Словарь основных понятий
- § 3. Закономерности и принципы воспитания Мнемосхема
- Закономерности воспитания
- Принципы воспитания
- Словарь основных понятий
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания Мнемосхема
- Методы воспитания
- Формы воспитания
- Технологии воспитания
- Словарь основных понятий
- § 5. Формирование и развитие коллектива обучающихся Мнемосхема
- Понятие коллектива
- Виды коллективов
- Этапы формирования коллектива
- Управление развитием коллектива
- М одель развития самоуправления в коллективе обучающихся
- Словарь основных понятий
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении Мнемосхема
- Воспитательная система профессионального учебного заведения
- Организационная система воспитания в профессиональном учебном заведении
- Планирование воспитательной работы
- Словарь основных понятий
- § 7. Воспитательная работа в общежитии Мнемосхема
- Особенности воспитания в общежитии
- Организация воспитательной работы в общежитии
- Планирование воспитательной работы в общежитии
- Организация быта и досуга обучающихся
- Словарь основных понятий
- § 8. Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов и методы ее выявления Мнемосхема
- Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов
- Методы выявления воспитанности личности обучающегося
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами Мнемосхема
- Сущность управления
- Функции управления
- Функции управления
- Принципы управления
- Сущность и особенности инновационного управления
- Словарь основных понятий
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями м немосхема Управление учебными заведениями как целостная система
- Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями
- Управление негосударственными образовательными учреждениями
- Управление учреждениями начального профессионального образования
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- Словарь основных понятий
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения Мнемосхема
- Общие требования к планированию
- Содержание плана работы профессионального учебного заведения
- Планирование методической работы
- Словарь основных понятий
- § 4. Управление качеством подготовки специалистов Мнемосхема
- Состояние, основные принципы и подходы к управлению качеством подготовки специалистов
- Параметры качества профессионального образования
- С хема оценки степени усвоения учебной информации будущим специалистом Управление качеством подготовки профессионально-педагогических работников
- Словарь основных понятий
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности Мнемосхема
- Понятие мониторинга
- Способы осуществления мониторинга
- Мониторинг профессионально-образовательного процесса
- Мониторинг профессионального развития личности
- Словарь основных понятий
- § 6. Контроль как функция управления Мнемосхема
- С Педагогический анализ как основа эффективности контроля ущность контроля как функции управления
- Цели, задачи и методы контроля
- Современные требования к организации контроля
- Педагогический анализ – основа эффективности контроля
- Анализ ситуации по проблеме и необходимости обоснования конкретных действий
- Словарь основных понятий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие м немосхема Понятие о коллективе
- Функции межличностных отношений в педагогическом коллективе
- Сплочение педагогического коллектива
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Общая и профессиональная педагогика Учебное пособие