Методы воспитания
Под методами воспитания следует понимать способы взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Достижение целей воспитания осуществляется в процессе реализации совокупности методов. Сочетание методов в каждом случае должно быть адекватно поставленной цели и уровню воспитанности обучаемых. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма.
Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога профессиональной школы и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретные действия педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым, нетрадиционным решениям, применив свои собственные или позаимствованные у коллег приемы. Задача совершенствования методов является постоянной, и каждый воспитатель в меру своих сил решает ее, внося в общие методы свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.
В педагогике существуют различные варианты классификации методов воспитания. Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в них общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
Условно можно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния. Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию обучаемого и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у воспитуемого формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с педагогами, товарищами, обществом.
По характеру воздействия на обучаемого методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрения и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гонча-ров, Ф.Ф. Королев, М.И. Рожков и др.). В данном случае общий классификационный признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и другие стороны метода. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения обучаемых. В классификации И.С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.
Традиционной является классификация, в которой выделяют три группы методов на основе направленности и которая включает в себя целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
В профессиональной педагогике на основе опыта лучших педагогов, наставников, воспитателей сложилась классификация методов, согласно которой выделяют методы организации коллектива, метод убеждения (в данном случае убеждение рассматривается как группа методов, формирующих сознание); методы стимулирования.
Организованный трудовой коллектив отличает высокая дисциплина и культура взаимоотношений его членов. В силу этого выделяют основные методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление.
Дисциплина – это метод воспитания, обеспечивающий формирование культуры взаимоотношения членов коллектива, полезных традиций и привычек поведения путем выработки соответствующих норм и правил внутреннего распорядка и последовательного их предъявления в качестве единых требований друг к другу. Основу дисциплины составляют единые требования. Разработка требований и их предъявление сопровождается разъяснительной работой.
Требования, определяющие дисциплину, делятся на два вида: моральные и деловые. Примером деловых требований могут служить требования техники безопасности, примером моральных требований – требование жить по законам рабочей чести.
Самообслуживание – это метод, обеспечивающий создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива.
В современном обществе самообслуживание становится нормой жизни. В организованном трудовом или ученическом коллективе самообслуживание проходит путь от уборки помещения и наведения порядка на рабочем месте до обеспечения полного комфорта работающим и украшения средствами дизайна рабочего помещения (озеленение помещения, организация живого уголка в зоне отдыха; расписывание шкафов для спецодежды и стен помещения, оформление помещения репродукциями и т.д.). Важно, чтобы в самообслуживание были вовлечены все члены коллектива.
Особым предметом заботы педагогов становится умелая организация коллективных норм труда по самообслуживанию и его рационализации. Она включает составление четких графиков выполнения работ, распределение обязанностей, подготовку и обеспечение необходимыми материалами и инструментами.
Соревнование – обеспечивает стимулирование успеха индивидуального и коллективного труда, формирование ревностного отношения к делу его участников, где важную роль играет учет и сравнение результатов совместной деятельности, а также поощрение всех участников, особенно передовиков.
Чтобы соревнование стало эффективным средством воспитания, необходимо соблюдать ряд условий. Во-первых, организация соревнования должна естественно вытекать из устремлений коллектива, подкрепляться производственной или учебной необходимостью. Во-вторых, разрабатывая условия соревнования, педагоги и органы самоуправления должны исходить из реальной ситуации и конкретных актуальных задач. В-третьих, основу соревнования должен составлять учет, основу которого составляют непосредственные результаты деятельности, а не вторичные формальные показатели.
Самоуправление – обеспечивает формирование у его членов отношений взаимной ответственности и организаторских качеств при условии, если в управление делами коллектива включаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями.
Построение самоуправления в конкретном коллективе определяется тремя факторами: структурой коллектива, содержанием его жизни и организаторским опытом его членов. Это, в свою очередь, требует особой подготовки работников, педагогов. Управление – сложная социальная функция, поэтому, чтобы оно было успешным, необходимо всех участников коллектива систематически и последовательно вооружать навыками и умениями организаторской работы, учить планированию и организации контроля и учета, проведению собраний и производственных совещаний, формам отчетов и инструктажа.
Следующая группа методов содействует формированию сознания учащихся профессиональной школы, помогает им в выработке гуманистических взглядов и личных убеждений – это методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение. Методы убеждения используются для формирования взглядов, понятий, установок. Они относятся к методам воздействия на интеллектуальную сферу.
Убеждение предполагает разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждаясь в правоте сказанного, обучающиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы: чтение отрывков из литературных произведений, исторические аналогии, басни, проведение разнообразных дискуссий.
Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что воспитуемые осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы.
Информация – обеспечивает сообщение воспитанникам тех или иных сведений непосредственно педагогом. Данный метод можно считать исходным, так как он применяется при начальном ознакомлении с новыми идеями, теориями, правилами и другими сведениями, составляющими основное содержание воспитания.
Главным средством использования метода информации является живое слово и личный пример педагога. При этом используются такие формы, как рассказ, беседа, лекция, инструкция. Целесообразным представляется приглашение других людей: очевидцев важных событий, мастеров производства, видных деятелей науки, политических деятелей, представителей власти и т.д.
Поиск – обеспечивает вовлечение воспитанников в процессы самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации ценностно-ориентированного характера. На основе этого формируются навыки и умения самообразовательной деятельности.
Среди видов поисковой деятельности выделяют туристско-краеведческую работу, биографический поиск – сбор материалов о жизни и деятельности выдающихся людей нашей Родины, родного края. Это могут быть современные и исторические личности. Это сложный вид деятельности, который требует вооружения воспитанников приемами поисковой деятельности (конспектирование литературных источников, обработка собранных материалов, создание видеофильмов и т.д.).
Основными этапами поисковой деятельности являются:
определение цели и объекта поиска, конкретизация и расшифровка его задач;
сбор материалов;
обработка, систематизация и изучение собранных материалов;
оформление добытого материала и его дальнейшее использование.
Дискуссия – обеспечивает вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями, способствуя поддержке и развитию нравственно-этических представлений, формируя самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов и неверных точек зрения.
Важно, чтобы в процессе дискуссии проявилась готовность поддержать товарища, оказать ему нравственную помощь, сочувствие в трудной ситуации. Обогащение и развитие обсуждаемых идей должно быть главным в содержании дискуссии. Это, однако, не должно исключать тактичной и доброжелательной критики и аргументированного опровержения ложных представлений.
Применение дискуссионного метода предполагает наличие доверительных товарищеских отношений педагогов и воспитанников, наставников и молодежи, уважительного отношения друг к другу, к мнению членов коллектива, взаимной доброжелательности и такта.
Взаимное просвещение – обеспечивает формирование у воспитанников потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения и реализуется в повседневной пропагандистской разъяснительной работе среди своих товарищей. На этом этапе коллектив становится субъектом воспитательной работы, а педагог выполняет роль помощника и консультанта.
Взаимное просвещение усиливает воспитательные функции коллектива, увеличивает число людей, готовых щедро поделиться своими знаниями и мастерством с другими членами коллектива, своими товарищами.
Третья группа методов воспитания – методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у обучающихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие его компоненты, как поощрение и наказание. Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагают возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение проявляется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание – компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Существуют такие виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным. Но педагогу нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей, пониманию смысла своей жизни – деятельности, выбору мотивов и целей, т.е. тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.
Требование – обеспечивает вызов определенного поведения воспитанников и проявление их деловых и нравственных качеств путем выражения норм поведения личных отношениях педагога с воспитанниками в общении с ними.
По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность, понятные формулировки. Косвенные требования (совет, просьба, намек, одобрение) отличаются от прямых тем, что стимулом действия становятся психологические факторы: переживания, интересы, стремления.
Перспектива – как метод педагогического стимулирования обеспечивает налаживание общественно полезной деятельности воспитанников путем выдвижения перед ними увлекательных, значительных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания исходных людей.
Мастерство педагога заключается в постановке перед воспитанниками увлекательных и значительных перспектив. Важно поощрять тех воспитанников, которые сами выдвигают полезные жизненные планы и цели.
Выделяют перспективу близкую (встреча с друзьями, посещение кинотеатра, театра, клуба, дискотеки и т.д.); среднюю, т.е. ожидаемое событие несколько отодвинуто (ожидание традиционных праздников, летнего отдыха, предстоящего путешествия и т.д.), и далекую, т.е. намеченные жизненные планы воспитанников (дальнейшая учеба, профессиональная деятельность, перспективы в семейной жизни и т.д.).
Общественное мнение – обеспечивает поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление моральных качеств воспитанников посредством выполнения моральных требований, постановки и реализации общественно значимых перспектив, нравственной оценки поведения членов коллектива.
Общественное мнение существенно влияет на поведение людей. Одним из способов выражения общественного мнения является деятельность лиц, избираемых коллективом в качестве организаторов того или иного дела, мероприятия. Действенным средством могут стать печатные органы коллектива, радиовещание (местное радио).
- Общая и профессиональная педагогика
- Общая и профессиональная педагогика Под редакцией в.Д. Симоненко
- Оглавление
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности Мнемосхема
- Сущность и особенности профессии
- Профессионально-педагогическая специальность
- Требования к подготовке специалистов
- Перспективы развития профессионально-педагогической специальности
- Словарь основных понятий
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность Мнемосхема
- Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности
- Содержание профессионально-педагогической деятельности
- Функции профессионально-педагогической деятельности
- Виды профессионально-педагогической деятельности
- Словарь основных понятий
- § 3. Личность педагога профессионального обучения Мн емосхема Направленность личности
- Профессиональная компетентность
- Профессионально важные качества
- Психофизиологические свойства личности
- Словарь основных понятий
- § 4. Профессионально-педагогическая культура педагога профессионального обучения Мнемосхема Сущность профессионально-педагогической культуры
- А Аксиология – философское учение о ценностях, их происхождении и сущности ксиологический компонент профессионально-педагогической культуры
- Технологический компонент профессионально-педагогической культуры
- Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
- К Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, суждение ритерии сформированности профессионально-педагогической культуры
- Словарь основных понятий
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения Мнемосхема
- Основные тенденции развития и принципы профессионально-педагогического образования
- Система среднего профессионально-педагогического образования
- Система высшего профессионально-педагогического образования
- Словарь основных понятий
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения Мнемосхема к ритериальные характеристики профессионализма педагога
- Профессионализм личности педагога профессионального обучения
- Профессионализация деятельности педагога профессионального обучения
- Цель, структура и функции повышения профессионализма
- Структура непрерывного профессионально-педагогического образования
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2. Общие основы педагогики
- § 1. Педагогика как наука об образовании человека Мнемосхема
- Возникновение педагогики как науки
- Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- Связь педагогики с другими науками
- Педагогика в системе других наук
- Словарь основных понятий
- § 2. Основные категории педагогики Мнемосхема
- Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие
- Образование, воспитание, самовоспитание, обучение
- Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация
- Развитие, формирование и становление личности
- Факторы развития личности
- Педагогические законы, закономерности, принципы и правила
- Словарь основных понятий
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований Мнемосхема
- Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога
- Уровни методологического знания
- Философский и общенаучный уровни методологии педагогики
- Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
- Организация и логика педагогического исследования
- Логика (этапы) исследования
- Методы педагогического исследования
- Апробация и оформление результатов исследования
- Словарь основных понятий
- § 4. Целостный педагогический процесс Мнемосхема с ущность и структура педагогического процесса
- Этапы решения педагогической задачи
- Педагогический процесс как целостная, динамическая система
- М одель педагогического процесса как целостной динамической системы
- Логика и условия построения целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- Целостная деятельность обучающихся
- Словарь основных понятий
- § 5. Педагогические инновации Мнемосхема с ущность, классификация и направления педагогических инноваций
- Классификация педагогических инноваций
- Технология, барьеры и условия осуществления инновационных процессов
- Инновационные образовательные учреждения
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательного учреждения
- Личность и факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- Словарь основных понятий
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний Мнемосхема
- Объект, предмет и функции профессиональной педагогики
- Задачи и структура профессиональной педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Структура академического курса профессиональной педагогики
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования Мнемосхема
- Сущность понятия образования
- Функции образования
- Словарь основных понятий
- § 2. Ведущие парадигмы образования Мнемосхема
- Когнитивная парадигма
- Личностно ориентированная парадигма
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно ориентированной педагогике
- Функционалистическая парадигма
- Культурологическая парадигма
- Взаимосвязь культуры и образования
- Словарь основных понятий
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения Мнемосхема
- Словарь основных понятий
- § 4. Модели образования Мнемосхема
- Общая характеристика моделей образования
- Сравнительный анализ современных моделей образования
- Словарь основных понятий
- § 5. Виды и уровни образования Мнемосхема
- Общее образование
- Профессиональное образование
- Дополнительное образование
- Словарь основных понятий
- § 6. Нормативно-правовые основы образования Мнемосхема
- Законодательная база образования
- Нормативная основа образования
- Словарь основных понятий
- § 7. Компетенции и тенденции развития образования в современном мире Мнемосхема
- Современные компетенции образования
- Основные тенденции развития образования
- Цели и задачи модернизации российского образования
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4. Генезис и перспективы развития теории и практики профессионального образования
- § 1. Становление и развитие профессионального образования за рубежом Мнемосхема
- Становление профессионального образования за рубежом
- Развитие теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX – первой половине XX вв.
- Словарь основных понятий
- § 2. Становление и развитие отечественного профессионального образования Мнемосхема
- Становление отечественного профессионального образования
- Развитие теории и практики отечественного профессионального образования в конце XIX – первой половине XX в.
- Система народного образования в дореволюционной России
- Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования
- Словарь основных понятий
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом Мнемосхема
- Модели профессионального образования
- Системы профессионального образования
- Система профессионального образования сша
- Германия
- Франция
- Система образования Франции
- Словарь основных понятий
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации Мнемосхема
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- Словарь основных понятий
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования Мнемосхема
- Концепция обучения одной профессии Многопрофессиональное обучение
- Многопрофессиональное обучение
- Ступенчатое обучение
- Ступенчатое обучение
- Концепция базового и специального профессионального обучения
- Концепция базового и специального профобучения
- Многоуровневое профессиональное обучение
- М ногоуровневое профессиональное обучение
- Подготовка специалистов по сокращенным срокам обучения
- С истема профессиональной подготовки
- Словарь основных понятий
- § 6. Современные требования к профессионалу Мнемосхема
- Современные требования к подготовке кадров
- Профессионально обусловленная структура личности
- Профессионально обусловленная структура личности специалиста
- Профессиональные и ключевые квалификации и компетенции
- Профессиональное развитие
- Словарь основных понятий
- § 7. Основные направления развития профессионального образования Мнемосхема
- Профессиональное образование в целом
- Базовое (начальное и среднее) профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования Мнемосхема
- Сущность и функции педагогического проектирования
- Объекты педагогического проектирования
- Технология педагогического проектирования
- Словарь основных понятий
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении Мнемосхема
- Профессионально-образовательный процесс как целостная система
- М одель профессионально-образовательного процесса
- Профессиональное образование
- Проектирование модели личности профессионала
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- Проектирование профессионально-педагогической деятельности
- Проектирование профессионально-педагогического взаимодействия
- Словарь основных понятий
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования м немосхема Источники формирования содержания профессионального образования
- Структура и содержание профессионального образования
- Формы проектирования содержания профессионального образования
- Словарь основных понятий
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование Мнемосхема
- Классификация методов обучения
- Характеристика методов профессионального обучения
- Проектирование методов профессионального обучения
- Словарь основных понятий
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование Мнемосхема
- Классификация форм организации профессионально- образовательного процесса
- Формы теоретической подготовки
- Формы практической подготовки
- Формы контроля
- Проектирование организационных форм профессионального обучения и воспитания
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- Словарь основных понятий
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения Мнемосхема
- Средства обучения: общая характеристика
- Учебник как текстовое средство обучения
- Визуальные средства обучения
- Классификация раздаточных материалов
- Технические средства обучения
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения Мнемосхема
- Сущность профессионального обучения
- П роцесс профессионального учения
- Функции профессионального обучения»
- Принципы профессионального обучения
- Словарь основных понятий
- § 2. Понятие технологии обучения Мнемосхема
- Сущность и характерные признаки педагогической технологии
- Функции, принципы и структурные компоненты педагогических технологий
- Словарь основных понятий
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе Мнемосхема
- Сущность модульного обучения
- Принципы и подходы к проектированию модульной программы
- Этапы проектирования модульных программ
- Словарь основных понятий
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании Интерактивные технологии обучения
- Технологии интерактивного обучения
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология проектного обучения
- Этапы выполнения проекта
- Компьютерные технологии обучения
- Словарь основных понятий
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения Мнемосхема
- Стадии профессионального обучения
- Задачи стадийного обучения
- Словарь основных понятий
- § 6. Системы и периоды производственного обучения м немосхема Системы производственного обучения
- Периоды производственного обучения
- Словарь основных понятий
- Периоды производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения Мнемосхема
- Сущность и модели дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Основные характеристики дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Программные продукты и технологии дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- Словарь основных понятий
- § 8. Выбор технологии обучения Мнемосхема
- Алгоритм выбора технологии обучения
- Алгоритм выбора технологии обучения
- Условия выбора технологии обучения
- Критерии оценки технологии обучения
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания Мнемосхема
- Процесс воспитания
- Цели и задачи воспитания
- Содержание профессионального воспитания
- Словарь основных понятий
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию Мнемосхема
- Системное построение процесса воспитания
- Системно-ролевая теория формирования личности
- Воспитание как педагогический компонент социализации личности
- Воспитание как формирование образа жизни
- Воспитание на основе потребностей человека
- Современные подходы к воспитанию
- Системный подход
- Деятельностный подход
- Личностно-ориентированный подход
- Философско-антропологический подход к воспитанию личности
- Синергетический подход
- Словарь основных понятий
- § 3. Закономерности и принципы воспитания Мнемосхема
- Закономерности воспитания
- Принципы воспитания
- Словарь основных понятий
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания Мнемосхема
- Методы воспитания
- Формы воспитания
- Технологии воспитания
- Словарь основных понятий
- § 5. Формирование и развитие коллектива обучающихся Мнемосхема
- Понятие коллектива
- Виды коллективов
- Этапы формирования коллектива
- Управление развитием коллектива
- М одель развития самоуправления в коллективе обучающихся
- Словарь основных понятий
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении Мнемосхема
- Воспитательная система профессионального учебного заведения
- Организационная система воспитания в профессиональном учебном заведении
- Планирование воспитательной работы
- Словарь основных понятий
- § 7. Воспитательная работа в общежитии Мнемосхема
- Особенности воспитания в общежитии
- Организация воспитательной работы в общежитии
- Планирование воспитательной работы в общежитии
- Организация быта и досуга обучающихся
- Словарь основных понятий
- § 8. Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов и методы ее выявления Мнемосхема
- Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов
- Методы выявления воспитанности личности обучающегося
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами Мнемосхема
- Сущность управления
- Функции управления
- Функции управления
- Принципы управления
- Сущность и особенности инновационного управления
- Словарь основных понятий
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями м немосхема Управление учебными заведениями как целостная система
- Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями
- Управление негосударственными образовательными учреждениями
- Управление учреждениями начального профессионального образования
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- Словарь основных понятий
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения Мнемосхема
- Общие требования к планированию
- Содержание плана работы профессионального учебного заведения
- Планирование методической работы
- Словарь основных понятий
- § 4. Управление качеством подготовки специалистов Мнемосхема
- Состояние, основные принципы и подходы к управлению качеством подготовки специалистов
- Параметры качества профессионального образования
- С хема оценки степени усвоения учебной информации будущим специалистом Управление качеством подготовки профессионально-педагогических работников
- Словарь основных понятий
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности Мнемосхема
- Понятие мониторинга
- Способы осуществления мониторинга
- Мониторинг профессионально-образовательного процесса
- Мониторинг профессионального развития личности
- Словарь основных понятий
- § 6. Контроль как функция управления Мнемосхема
- С Педагогический анализ как основа эффективности контроля ущность контроля как функции управления
- Цели, задачи и методы контроля
- Современные требования к организации контроля
- Педагогический анализ – основа эффективности контроля
- Анализ ситуации по проблеме и необходимости обоснования конкретных действий
- Словарь основных понятий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие м немосхема Понятие о коллективе
- Функции межличностных отношений в педагогическом коллективе
- Сплочение педагогического коллектива
- Словарь основных понятий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Общая и профессиональная педагогика Учебное пособие