logo
Общая педагогика-Симоненко

Системно-ролевая теория формирования личности

Создателем системно-ролевой теории воспитания личности является казанский профессор, доктор педагогических наук Н.М. Таланчук, который полагает, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. Социальные ценности – это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д. Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то общества людей, т.е. социума, и выполняет в нем определенные роли (социальные роли). Осваивая роль человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объективно стать в жизни через сферу жизнедеятельности:

а) семейная сфера;

б) профессионально-трудовая сфера жизнедеятельности;

в) общественная сфера деятельности;

г) геосоциальная сфера жизнедеятельности (отношение к миру);

д) Я-сфера (эгосфера).

Основу содержания воспитательного процесса составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить в соответствующем возрасте.

Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности является педагогическое обеспечение усвоения знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для подготовки воспитанников к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения профессиональными знаниями.

Механизм воспитания заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи в освоении и выполнении социальных ролей. Воспитанник «присваивает» себе социальные ценности, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.

Критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей.