4.Западные теории о роли общественных финансов в макроэкономическом регулировании
Для поступательного развития общества представители классической теории полагали необходимым и достаточным обеспечить свободы предпринимательства и минимизировать участие государства в экономической жизни общества. Рыночный механизм обеспечить равновесие между объектами совокупного платежеспособного спроса и предложения. Классики утверждали, что доход, полученный от производства продукции, будучи израсходованным, порождает соответствующую величину общественного спроса. Субъекты экономики будут заинтересованы в сбережении средств с целью получения дохода в виде процента. Возникновение несоответствия между спросом и предложением может быть устранено рыночными методами, например посредством механизма эластичности цен и зарплаты. Классики считали, что наличие тенденции к увеличению сбережений и соответствующего снижения уровня общих расходов приводит не к сокращению объема производства, а к снижению уровня цен. Снижение цен на продукцию стимулирует предпринимателя к снижению издержек и уровня зарплаты. Конкуренция на рынке труда вынуждает население соглашаться с более низкой зарплатой, обеспечивается полная занятость при пониженных ценах и зарплате, то есть посредством ставки процента по кредитам и эластичности цен обеспечивается эффективный рыночный механизм, а государственное регулирование признается ненужным. Главным идеологом государственного регулирования является Кейнс. При капитализме не существовало механизма. Способного обеспечить полную занятость, а автоматическая взаимосвязь между ставкой процента по кредитам, соотношением цен и зарплатой отсутствует. Размеры сбережений домохозяйств и инвестиций предпринимателей может совпадать только случайно. Считали ошибочным положение о том, что снижение цен и зарплаты не приводит к безработице. Если существует безработица, достижение стабилизации возлагается на государство – только оно способно влиять на объем национального производства и занятость, контролируя совокупный общественный спрос, зависящий от склонности общества к потреблению, предельной эффективности капитала и нормы процента. Варьируя разницей между доходами и расходами бюджета в зависимости от конкретной экономической ситуации, государство способно целенаправленно влиять на объем совокупного спроса а через него на предложение. «Эффективный спрос» выражает равновесие между производством и потреблением, между доходами и занятостью и является целью государства. Особое значение придается фискальной политике. Считается, что объем производства и совокупная занятость находятся в прямой зависимости от величины государственных расходов на приобретение товаров и услуг. Задача государства – регулирование размера совокупных расходов. Определяются 4 элемента совокупных расходов – потребление, инвестиции, расходы на чистый экспорт, государственные расходы. Финансировать государственные расходы предполагается за счет государственных займов и эмиссии денег; допускается дефицит бюджета. Рынок ссуд капиталов используется для достижения эффективного спроса, а дефицит бюджета – один из способов регулирования экономики – принцип дефицитного финансирования. Кризис перепроизводства Кейнс связал с чрезмерным сбережением. Используется категория мультипликатор, выводится равенство приращения совокупного спроса приращению инвестиций умноженных на мультипликатор. Концепция мультипликатора позволила использовать количественную зависимость между рынком государственных расходов, налогов и государственного долга. Воздействие государства на экономику осуществляется через специальную кредитно-денежную политику. Налоговая политика должна быть направлена на изъятие излишних сбережений, так как их рост имеет тенденцию снижать НД и спрос, занятость. По Кейнсу необходима такая прогрессивная шкала по личному подоходному налогу, которая позволила бы перераспределить доход от лиц, имеющих сбережения к лицам, его инвестирующим. Кейнс впервые определил налоги как встроенные стабилизаторы. Во время экономического подъема доходы растут быстрее, чем налоги, а при кризисе налоговые поступления снижаются быстрее чем доходы. Тем самым достигается относительное равновесие в обществе. Колебания происходят автоматически и более значительны в уровне налогов, чем в уровне доходов. Сокращаясь за счет изменений налоговой ставки, налоговых льгот, размер налогового бремени способствует увеличению доходов, что стимулирует и склонность к потреблению, то есть спрос. В период экономического подъема налоги сдерживают бум, так как большая часть доходов идет на налоги и задерживает рост инвестиций. В период кризиса падение доходов приводит к снижению налогов. Неоклассики: теория экономики предложения предполагает радикальное снижение налогов и предоставление льгот субъектам предпринимательства, снижение государственных расходов. Построение неоконсерваторами новой финансовой доктрины в значительной степени было основано на введении противоположных Кейнсу положений. Неоконсерваторы считали главным средством достижения равновесия предложение, выступали за сокращение государственного сектора, поставили задачу сбалансирования доходов и расходов государственного бюджета. В качестве отправного пункта экономического роста рассматривали поведение людей.
- 1. Содержание финансов как специфической экономической категории
- Сейчас в России можно выделить 5 звеньев финансовой системы:
- 2. Роль финансов в перераспределении ввп
- 3. Финансовая система России: структура, политика, тенденции развития
- 4.Западные теории о роли общественных финансов в макроэкономическом регулировании
- 6. Экономическое содержание и классификация налогов. Их роль в системе государственного регулирования экономики
- 8. Общая характеристика и развитие налоговой системы рф
- 9. С физических лиц в рф, их экономическая и социальная значимость
- 10. Налоги, уплачиваемые юр лицами в рф. Их структура, значение в формировании доходов бюджетной системы.
- 11. Бюджетная система рф и принципы ее построения
- . Принципы построения бюджетной системы рф
- 12. Основные направления бюджетной политики на 2005 г.
- 13. Состав, принципы построения и назначение бюджетной классификации рф
- 14. Управление государственным долгом рф. Назначение Стабилизационного фонда
- 15. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников
- 16. Доходы организаций, формирование и использование выручки от продаж. Планирование объема продаж
- 17. Расходы организации, состав, классификация, регулирование
- 18. Формирование показателей финансового результата (прибыли) организаций. Методы планирования прибыли от продаж
- 19. Собственные источники формирования инвестиций на предприятии. Амортизационная политика.
- 20. Методы планирования потребности в оборотном капитале. Нормирование оборотных средств
- 21. Управление структурой капитала. Теория Модильяни-Миллера и ее развитие
- 22. Доходность и риск. Модель оценки капитальных активов у. Шарпа
- 23. Современные теории дивидендов. Виды дивидендной политики и порядок выплаты дивидендов в рф
- 24 Проиводственный и Финансовый рычаг и его оценка
- 25. Виды и способы долгосроч финансирования. Сравнительная харака и критерии выбора
- 26. Функции денег в системе экономических отношений
- Вопрос 27. Денежная система и ее элементы.
- Вопрос 28. Кредит, его формы и роль в рыночной экономике.
- Вопрос 29. Коммерческий кредит в условиях рыночной экономики.
- 5. Стоимость кк значительно ниже стоимости привлекаемого финансового кредита (во всех его формах).
- Вопрос 30. Основные теории денежно-кредитного регулирия эк-ки.
- Вопрос 31. Валютная система России.
- Вопрос 32. Валютный рынок и валютные операции.
- Вопрос 33. Валютный курс. Методы его регулирования.
- Вопрос 34. Конвертируемость валют. Условия, обеспечивающие конвертируемость.
- Вопрос 35. Платежный баланс России и его структура.
- I. Баланс текущих операций
- II. Баланс движения капиталов и кредитов
- Вопрос 36. Финансовый рынок, его структура.
- Вопрос 37. Экономическая природа и классификация ц/б.
- Вопрос 38. Корпоративные ц/б.
- 39. Современные проблемы и тенденции развития российского фондового рынка
- 40. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг
- 41. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
- 42. Фондовые биржи являются непременным институтом рыночной экономики.
- Вопрос 43. Основные понятия срочного рцб.
- 44. Виды рисков
- Вопрос 45. Инвестиционные качества ц/б.
- 47. Снижение процентного риска портфеля гарантированных финансовых инструментов путем иммунизации
- 48. Финансовые критерии оценки инвестиционных проектов
- 49. Возможные подходы к выбору ставки дисконтирования при оценке инвестиционных проектов. Роль показателя средневзвешенной стоимости капитала
- 50. Оценка рисков инвестиционных проектов. Подходы на основе анализа чувствительности и сценариев (надо дополнить!!!)
- 51. Современная банковская система России и перспективы ей развития
- 52. Цели, задачи, функции и операции Центрального Банка рф
- 53. Ресурсы коммерческих банков: характеристика и организация привлечения
- 56. Структура платежной системы России
- 57. Принципы построения платежных систем (принципы Ламфалусси). Задачи цб по их применению
- 58. Организация межбанковских корреспондентских отношений. Понятие корреспондентского счета, порядок ведения счета.
- 59. Организация межбанковских расчетов через расчетную сеть Банка России
- 60. Клиринговая система расчетов. Понятие клиринга, цели и задачи. Порядок организации банковского клиринга
- 61. Социально-экономическая сущность страхования и его роль в рыночной экономике
- 62. Договор страхования как соглашение между страхователем и страховщиком
- 63. Организационно-правовые формы страховых организаций
- 64. Личное страхование: его сущность и значение
- 65. Понятие и классификация имущественного страхования
- 69. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.