logo
Шпоры к ГОСам / Ответы на вопросы, ФЭУ, 2005 / ГОС

4.Западные теории о роли общественных финансов в макроэкономическом регулировании

Для поступательного развития общества представители классической теории полагали необходимым и достаточным обеспечить свободы предпринимательства и минимизировать участие государства в экономической жизни общества. Рыночный механизм обеспечить равновесие между объектами совокупного платежеспособного спроса и предложения. Классики утверждали, что доход, полученный от производства продукции, будучи израсходованным, порождает соответствующую величину общественного спроса. Субъекты экономики будут заинтересованы в сбережении средств с целью получения дохода в виде процента. Возникновение несоответствия между спросом и предложением может быть устранено рыночными методами, например посредством механизма эластичности цен и зарплаты. Классики считали, что наличие тенденции к увеличению сбережений и соответствующего снижения уровня общих расходов приводит не к сокращению объема производства, а к снижению уровня цен. Снижение цен на продукцию стимулирует предпринимателя к снижению издержек и уровня зарплаты. Конкуренция на рынке труда вынуждает население соглашаться с более низкой зарплатой, обеспечивается полная занятость при пониженных ценах и зарплате, то есть посредством ставки процента по кредитам и эластичности цен обеспечивается эффективный рыночный механизм, а государственное регулирование признается ненужным. Главным идеологом государственного регулирования является Кейнс. При капитализме не существовало механизма. Способного обеспечить полную занятость, а автоматическая взаимосвязь между ставкой процента по кредитам, соотношением цен и зарплатой отсутствует. Размеры сбережений домохозяйств и инвестиций предпринимателей может совпадать только случайно. Считали ошибочным положение о том, что снижение цен и зарплаты не приводит к безработице. Если существует безработица, достижение стабилизации возлагается на государство – только оно способно влиять на объем национального производства и занятость, контролируя совокупный общественный спрос, зависящий от склонности общества к потреблению, предельной эффективности капитала и нормы процента. Варьируя разницей между доходами и расходами бюджета в зависимости от конкретной экономической ситуации, государство способно целенаправленно влиять на объем совокупного спроса а через него на предложение. «Эффективный спрос» выражает равновесие между производством и потреблением, между доходами и занятостью и является целью государства. Особое значение придается фискальной политике. Считается, что объем производства и совокупная занятость находятся в прямой зависимости от величины государственных расходов на приобретение товаров и услуг. Задача государства – регулирование размера совокупных расходов. Определяются 4 элемента совокупных расходов – потребление, инвестиции, расходы на чистый экспорт, государственные расходы. Финансировать государственные расходы предполагается за счет государственных займов и эмиссии денег; допускается дефицит бюджета. Рынок ссуд капиталов используется для достижения эффективного спроса, а дефицит бюджета – один из способов регулирования экономики – принцип дефицитного финансирования. Кризис перепроизводства Кейнс связал с чрезмерным сбережением. Используется категория мультипликатор, выводится равенство приращения совокупного спроса приращению инвестиций умноженных на мультипликатор. Концепция мультипликатора позволила использовать количественную зависимость между рынком государственных расходов, налогов и государственного долга. Воздействие государства на экономику осуществляется через специальную кредитно-денежную политику. Налоговая политика должна быть направлена на изъятие излишних сбережений, так как их рост имеет тенденцию снижать НД и спрос, занятость. По Кейнсу необходима такая прогрессивная шкала по личному подоходному налогу, которая позволила бы перераспределить доход от лиц, имеющих сбережения к лицам, его инвестирующим. Кейнс впервые определил налоги как встроенные стабилизаторы. Во время экономического подъема доходы растут быстрее, чем налоги, а при кризисе налоговые поступления снижаются быстрее чем доходы. Тем самым достигается относительное равновесие в обществе. Колебания происходят автоматически и более значительны в уровне налогов, чем в уровне доходов. Сокращаясь за счет изменений налоговой ставки, налоговых льгот, размер налогового бремени способствует увеличению доходов, что стимулирует и склонность к потреблению, то есть спрос. В период экономического подъема налоги сдерживают бум, так как большая часть доходов идет на налоги и задерживает рост инвестиций. В период кризиса падение доходов приводит к снижению налогов. Неоклассики: теория экономики предложения предполагает радикальное снижение налогов и предоставление льгот субъектам предпринимательства, снижение государственных расходов. Построение неоконсерваторами новой финансовой доктрины в значительной степени было основано на введении противоположных Кейнсу положений. Неоконсерваторы считали главным средством достижения равновесия предложение, выступали за сокращение государственного сектора, поставили задачу сбалансирования доходов и расходов государственного бюджета. В качестве отправного пункта экономического роста рассматривали поведение людей.