logo
Шпоры к ГОСам / Ответы на вопросы, ФЭУ, 2005 / ГОС

16. Доходы организаций, формирование и использование выручки от продаж. Планирование объема продаж

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников. Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Если предметом деятельности организации является участие в УК др организаций, аренда, предоставление за плату во временное пользование своих активов, а также прав, вытекающих из патентов, то выручкой считаются поступления, получение которых связанно с этой деятельностью. Если не является – операционные доходы.

б) операционные доходы: прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности, поступления от продажи основных средств и иных активов, проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации

в) внереализационные доходы: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, активы, полученные безвозмездно, поступления в возмещение причиненных организации убытков, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, курсовые разницы, сумма дооценки активов.

Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. К прочим поступлениям относятся также чрезвычайные доходы. Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Выручка – это поступление или иное увеличение активов п-тия или выполнение его обяз-в, кот происходит в рез-те осн или главной деят-ти п-тия. В БУ- выручка от продаж, в НК – выручка от реализации. Выручка опред-ся исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализацию Т,Р,У или имущ-ые права, выраж-ые в ден и натур-ой формах. Выручка от реализации продукции в целях налогообложения рассчитывается 1 из 2 методов: начисление по мере отгрузки и предъявляния заказчику расчетных док-тов; оплаты – по поступлению ден счр-в на счета в КБ, а при расчетах наличными деньгами – по поступлению ДС в кассу п-тия. Если метод начисления, то выручка отраж-ся в том периоде, в кот произошел переход права собств-ти. По методу оплаты сумма выручки опред-ся исходя из цены, установленной договором между орг-цией и покупателем или пользователей активов орг-ции. Выручка опред-ся с учетом всех представленных орг-ции дог-ром скидок, суммовых разниц, наценок. Суммовая разница возникает, когда выручка в руб валюте по курсу ин валюты (курс разный на дату оплаты и дату перехода собств-ти). Выручка= расходы орг-ции+ налоги+ зачеты= прибыль.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ И ПРОИЗВОДСТВА

Если бизнес-план предоставляет итоговые данные по объемам продаж помесячно (в денежном выражении), то план объемов продаж и производства разбивает эту информацию по 10-15 ассортиментным группам. В результате получают план производства, который ежемесячно пересматривается, принимая во внимание план предыдущего месяца, реальные результаты и данные бизнес-плана.

План объемов продаж и производства обычно включает следующие элементы:

Из этих элементов Объем Продаж и Отгрузка - это прогнозы, т.к. это внешние данные, которые прямому контролю не поддаются. Объем производства планируется, это внутренний показатель, поддающийся прямому контролю. Планы по объемам запасов и незавершенным объемам производства контролируются косвенно, манипулируя данными прогнозов объема продаж, прогнозов объема отгрузки и/или плана объемов производства.

Объемы запасов и незавершенки управляются по-разному, в зависимости от типов продукции, выпускаемой или продаваемой компанией. Плановый объем запасов - это важный фактор, особенно для тех компаний, которые производят продукцию на склад. Плановый объем незавершенки является важным фактором для тех компаний, которые производят продукцию на заказ.

Фокусом планирования объема продаж и производства является план производства. Хотя он и называется планом производства, это в принципе не просто план выпуска продукции. Он требует наличие необходимого объема ресурсов по всей компании в целом. Если отдел маркетинга планирует скачек в продажах определенного ассортимента продуктов, инженеры должны обеспечить наличие необходимого объема оборудования; отдел МТС должен будет обеспечить дополнительные поставки материалов (наличие новых поставщиков); отдел кадров должен будет обеспечить наличие дополнительного объема трудовых ресурсов, а также организовать новые рабочие смены. Плюс ко всему необходимо будет обеспечить наличие необходимого объема капитала (для оплаты дополнительного объема ресурсов и запасов).