logo search
уч

3.11. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушениями интеллекта

1. Формирование сотрудничества взрослого с ребенком

Сотрудничество взрослого и ребенка заключается в том, что не только взрослый должен хотеть передать ребенку определенные знания, умения и навыки, но и ребенок должен хотеть их взять, сделать своими, «присвоить». Поэтому формирование сотрудничества умственно отсталого ребенка со взрослым должно быть выделено в особую задачу коррекционного обучения. В связи с тем, что онтогенетический ход развития умственно отсталого ребенка нарушается, в дошколь­ном возрасте необходимо начать с создания первичной основы сотрудничества, а именно, с эмоционального контакта взросло­го и ребенка. Только при наличии подлинного сотрудничества взрослого с ребенком можно научить его учиться и, в первую очередь, овла­девать способами усвоения общественного опыта.

2. Формирование способов усвоения общественного опыта. Способы усвоения общественного опыта весьма разнообраз­ны, сюда можно отнести: совместные действия взрослого и ре­бенка; употребление жестов, особенно указательного («жестовая инструкция»), подражание действиям взрослого; действия по об­разцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировки.

У детей старшего дошкольного возраста (6-ти лет) с нарушениями интеллекта отмечается ориентировка в деятельно­сти на привычные действия со знакомыми игрушками (предме­тами), а не на инструкцию или образец взрослого. У детей 6-го года жизни появляется возможность выполнять по подражанию и образцу простейшие задания типа создания конструкции из трех элемен­тов, резко различных по форме, величине или цвету, либо апп­ликацию с чередованием резко различных элементов и др.

Начало овладения способами усвоения общественного опыта совпадает с появлением у детей с нарушениями интеллекта на­правленности на выполнение требований, предъявляемых к ним обществом. Невозможность выполнить эти требования при от­сутствии подлинного сотрудничества со взрослым ведет к воз­никновению разных типов приспособлений, как в деятельности, так и в поведении ребенка.

Исходя из всего сказанного выше, овладение способами усво­ения общественного опыта — должно быть выделено в качестве особых задач обучения, специального раздела программы.

На первом этапе обучения умственно отсталого ребенка ос­новной задачей является создание у ребенка положительного эмо­ционального отношения к совместным действиям со взрослым и использование совместных действий в обучении. На втором этапе включение жестов в общение взрослого и ребенка, среди которых особое место занимает указательный жест, впервые направляющий внимание ребенка на предмет, на выде­ление его из ситуации. Третий этап — овладение подражанием. Педагог должен стремиться, что­бы дети научились фиксировать удачные, приводящие к поло­жительному результату действия и отбрасывать ошибочные. Пер­воначально взрослый при обучении пробам может применять со­вместные действия с одновременной словесной и жестовой фик­сацией правильного и неправильного результатов, а также подражание. Хотя работа по формированию поисковых способов ори­ентировки ведется параллельно с развитием подражания, ее можно считать четвертым этапом овладения способами усвоения обще­ственного опыта. Овладение подражанием и методом проб и ошибок является «трамплином» для пятого этапа, т.е. для овладения действиями по образцу. Интонация привлекает внимание ребенка, создает эмоциональное поле, оказывается сигналом к действию и его прекращению, фиксиру­ет успех ребенка. В дальнейшем слово дает ребенку установку на способ действия, его цель в обобщенном виде — «дай такой», а затем в обязательном порядке фиксирует результат действия: выделяя из ситуации предметы, их свойства и отношения.