logo search
Билет

Ознакомление с пунктуацией

1—ІІ классы — начальный этап обучения пунктуации, кото­рая, как известно, представляет собой совокупность правил упот­ребления знаков препинания. В начальных классах предметом изу­чения являются четыре знака препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Употребление последней ог­раничено простым предложением с однородными членами.

Основное назначение пунктуации — указывать на смысловое членение речи. Кроме того, знаки препинания наряду с другими языковыми средствами передают смысловые оттенки, раскрывают взаимоотношения между частями предложения.

При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения.

В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтак­сической и интонационной основах, которые взаимодействуют меж­ду собой. Смысловая сторона речи обусловливает структуру пред­ложения, поэтому учащихся ориентируют на единую семантико-синтаксическую основу предложения, определяющую постановку знаков препинания в том или ином предложении.

Практическое ознакомление первоклассников с точкой, вопро­сительным и восклицательным знаками» их употреблением начи­нается в период обучения грамоте, когда дети учатся членить речь на предложения и отличать по интонации одно предложение от другого (по цели высказывания). Более углубленная работа по упот­реблению этих знаков проводится во II классе при изучении темы «Предложение». Именно в этот период происходит осознание син­таксической основы постановки знаков препинания.

Следует постоянно обращать внимание учащихся на произно­сительную сторону предложения, учить соблюдать логическое уда­рение, повышать или понижать голос в определенной части пред­ложения, делать паузы между предложениями и т.д.

Постановка запятой указывает на незавершенность предложе­ния. Учитель путем сравнения двух предложений показывает раз­ницу в интонации точки, т.е. в произношении конца предложе­ния, и интонации запятой.

В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся и с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над поста­новкой этих знаков препинания очень важна.

Одним из основных условий работы над элементами синтак­сиса и пунктуации является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса, как на уроках чтения, так и на уроках русского языка.