logo search
методика-гос

75.Интенсивные направления в обучении иностранным языкам. Метод активизации резервных возможностей

Метод обучения - один из важнейших компонентов системы обуче­ния иностранным языкам. Через метод обеспечивается достижение плани­руемых целей и задач обучения в конкретных условиях.  Под методом обучения (методической системой) принято понимать направление в обучении, реализующее цели и задачи обучения иностран­ному языку и определяющее пути и способы достижения цели.  Исходным признаком для классификации методов считают подход к обучению (approach), т. е. стратегию обучения иностранному языку. В современной методической науке выделяют четыре подхода: 1. Бихевиорист­ский: овладение иностранным языком связывается с образованием речевых автоматизмов в ответ на предъявляемые стимулы.- 2. Интуитивно-сознательный: грамматические модели, речевые структуры усваиваются глобально и интуитивно, их смысл осознается позднее. 3. Сознательный (в последнее время - когнитивно-коммуникативный): грамматическая струк­тура, слово сначала осознаются, затем применяются; 4. Коммуникативно-деятельностный: соединение сознательного и подсознательного компонен­тов в процессе обучения. В соответствии с этим существуют четыре группы методов: 1. Прямые. 2. Сознательные. 3. Комбинированные. 4. Интенсивные. Интенсивное направление в обучении иностранным языкам реализу­ется в различных методических системах, важнейшей из которых является метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г. А. Китайгородской. Специфика рассматриваемого метода заключается в использовании тех возможностей, которые открываются при рассмотрении учебной группы как временного коллектива учащихся, осуществляющего совместную дея­тельность. Задача авторов метода и педагогов заключается в том, чтобы предложить учебному коллективу такую современную деятельность учения, которая была бы личностно значимой для каждого обучаемого, сплачивала бы людей и способствовала активному формированию личности через сис­тему взаимных межличностных отношений. Исходя из основной цели интенсивного обучения, можно выделить два основных фактора, которые характеризуют его: 1. Минимально необ­ходимый срок обучения для достижения цели (общение в пределах бытовой тематики) при максимально возможном для реализации этой цели объема учебного материала при соответствующей его организации, 2. Максималь­ное использование всех резервов личности обучаемого, достигаемое в усло­виях особого взаимодействия в учебной группе при творческом воздейст­вии личности в ходе преподавания. Метод активизации резервных возможностей личности и коллектива был создан на основе концепции болгарского врача-психотерапевта Г. Лозанова. Он был проверен в целом ряде экспериментов. Основные теоретические положения метода активизации связаны с концепциями психологической школы  и представлениями о речевой деятельности, выработанными отечественной психолингвистикой, а также с ис­пользованием резервов сферы бессознательного в обучении. На этой основе решаются две взаимосвязанные проблемы: 1) создание управляемых взаимоотношений в системе «преподаватель - коллектив -учащихся»; 2) организация управляемого речевого общения в учебном про­цессе. В зарубежной и отечественной теории и практике обучения иностран­ным языкам все более утверждаются групповые формы работы: работа в парах, тройках, группах, командах. Особенностью группового овладения речевой деятельностью (cooperative learning) является непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятель­ность, ведущая к реализации общих целей. Специфика отношений, складывающихся в условиях коллективной учебной деятельности такова, что требует от каждого ученика включения в совместную интеллектуальную деятельность, объединения умственных усилий для преодоления трудностей и решения проблем. Для организации эффективного общения учитываются определенные количественные и качественные характеристики учебной группы: ее опти­мальный объем (10-12 человек), личностные характеристики (неоднород­ность группы), пространственное расположение участников общения (сидя в удобных креслах полукругом, лицом друг к другу). Метод активизации резервных возможностей личности и коллектива основывается на следующих специальных принципах: 1) Принцип коллективного взаимодействия. Этот принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства, способы и условия единого учебно-воспитательного процесса. Групповое обучение способствует возникновению у личности допол­нительных социально-психологических стимулов к учению, поддерживает в учебном коллективе такую психологическую атмосферу, в которой обучае­мые получают возможности для удовлетворения весьма важных социально-психологических потребностей людей: признание, уважение, внимание со стороны окружающих. Все это дополнительно стимулирует познавательную активность учащихся. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий фонд информации об изучаемом предмете, в который каждый учащийся привносит свой вклад, а пользуются им все вместе. Основным «средством» овладения предметом становится, таким образом, общение с партнерами по группе. 2) Принцип личностно-ориентированного общения. В общении каждый обучаемый является как воздействующим, так и подвергаемым воздействию. В этих условиях процесс фор­мирования личности обусловлен отношением человека к человеку, их об­щением. Владение языком - это, прежде всего, способность участвовать в реальном общении. Система понятий, в которой может быть описано обще­ние, включает понятие «роли». Общение превращается в творческий, лично мотивированный процесс. В этом случае учащийся не имитирует деятель­ность, но «владеет» мотивом деятельности, т. е. совершает мотивированные речевые поступки.  Личностно-речевое общение - это основа построения учебно-познавательного процесса в интенсивном обучении иностранным языкам. 3) Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса. Ролевое общение - это одновременно и игровая, и учебная, и речевая деятельность. Если с позиции учащегося ролевое общение - игра, то с пози­ции преподавателя - это основная форма организации учебного процесса. В соответствии с идеей, основным учебным текстом для обучаемых является полилог, а участ­никами описанных в нем действий сами учащиеся. Таким образом, реализу­ется один из приемов метода недирективной регуляции поведения учащего­ся в группе. 4) Принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса. Этот принцип характеризует не только качественную, но и количест­венную специфику интенсивного общения. Данная специфика проявляется в различных аспектах: концентрированность учебных ситуаций, занятий, концентрированность учебного материала, связанная с его объемом и рас­пределением в курсе обучения. Большой объем учебного материала, особенно на начальном этапе обучения, дает возможность уже на первом занятии организовать ситуации, максимально приближенные к реальному общению. Это создает высокую мотивацию учения, как бы приближая результат обучения к его началу. Концентрированность в организации учебного материала влечет за собой специфическую организацию учебного процесса, которая проявляется, в частности, в высокой «плотности общения», разнообра­зии видов и форм работы и др. В условиях большого объема учебного материала эффективными ока­зываются: а) сюжетное построение курса и отдельных микроциклов; б) сюжетная организация занятий и их фрагментов; в) построение учебных тек­стов как модели речевого поведения в определенных ситуациях и т.п. 5) Принцип полифункциональности упражнений. Этот принцип отражает специфику системы упражнений в методе ак­тивизации. Языковой навык, сформированный в неречевых условиях, не­прочен и не способен к переносу. Поэтому продуктивен подход к обучению, при котором осуществляется одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью.  Все пять принципов интенсивного обучения иностранного языка обеспечивают четкую взаимосвязь учебного предмета и учебной деятель­ности и, тем самым, способствуют эффективной реализации целей обуче­ния.