logo search
Общая педагогика-Симоненко

Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

Конкретно-научная методология каждой науки рассматривается через специфические подходы и принципы.

Конкретно-методологические основания педагогических исследований представлены в нижеследующей таблице.

Подходы

Их содержание

Целостный подход

Понимание личности как целостности, как сложной психической системы, имеющей свою структуру, функции и внутреннее строение.

Обеспечение единства развития, обучения и воспитания личности.

Изучение педагогического процесса как целостной системы, ориентация на интегративные (целостные) характеристики личности.

Выделение и изучение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений, выявление вклада отдельных компонентов в развитие личности как системного целого

Личностно-деятельностный подход

Утверждение представления о социальной, деятельностной и творческой сущности личности.

Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя определенной культуры. Ориентация на формирование личностных смыслов жизни и деятельности человека. Признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности. Взгляд на деятельность как основное средство и решающее условие развития личности, учет того, что именно в деятельности человек проявляется как субъект своего развития, организация полноценной в социально-нравственном отношении жизнедеятельности личности. Формирование деятельности личности как целостного психологического процесса, включающего потребность, мотив, цель, действия и операции, условия и средства, результат. Обучение человека организации, регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов своей деятельности

Полисубъектный (диалоговый) подход

Учет того, что сущность человека значительно разностороннее и сложнее, чем его деятельность, Признание необходимости акцентировать внимание на отношениях субъектов образовательного процесса как важнейших источниках их духовного развития.

Межсубъектное понимание детерминации психического в человеке.

Рассмотрение личности как системы характерных для нее отношений, которые формируются в диалогическом общении. Но диалог – это не только средство формирования личности, но и само бытие ее.

Обеспечение единства саморазвития и взаимовоздействия в педагогическом процессе, построенном по принципу диалога.

Понимание того, что диалоговый подход в единстве с личностно-деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики

Культурологический подход

Аксиологический аспект: ориентация педагогического процесса на изучение и формирование ценностных ориентаций личности как устойчивых норм морального сознания и поведения человека.

Технологический аспект: понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности, формирование в процессе освоения личностью культуры способов практической деятельности и наоборот.

Личностно-творческий аспект: понимание проблемы освоения культуры как изменение самого человека, его становление как творческой личности; учет связей культуры с творческой деятельностью личности (человек является не только объектом, но и субъектом культуры).

Этнопедагогический аспект: обеспечение единства интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального в культуре и образовании, изучение и использование больших воспитательных возможностей национальных культур, в частности народной педагогики

Антропологический подход

Системное использование данных всех наук о человеке при построении и осуществлении педагогического процесса, интеграция педагогики с психологией, социологией, культурой и философской антропологией, биологией и другими науками о человеке

Акмеологический подход

Создание условий для максимального развития творческих способностей каждой личности, оказание человеку помощи в достижении вершин в жизнедеятельности (acme – вершина), максимально возможная индивидуализация процесса обучения и воспитания, его ярко выраженная творческая направленность

Выделенные методологические подходы (принципы) позволяют научно определить стратегию и способы конкретного педагогического исследования и получить достоверные знания об объективной педагогической действительности с целью ее совершенствования.