logo search
уч

5.6. Понятие о фонетических нарушениях (фн). Основные направления логокоррекционной работы

Фонетические нарушения – это нарушения процесса образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата, которое проявляется в неправильном произношении звуков родного языка.

Основные формы проявления неправильного звукопроизношения: пропуск (отсутствие звука), искажение (ненормативное произношение звука; вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе данного языка), замена (вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции), смешение (умение правильно произносить те или иные звуки изолированно, но смешение их в речевом потоке).

Основные виды неправильного звукопроизношения:

-- сигматизм – недостатки произношения свистящих и шипящих звуков (межзубный, губно-зубной, боковой, призубный);

-- ротацизм – недостатки произношения звуков [р], [р] (горловой, одноударный, боковой, щечный);

-- ламбдацизм – недостатки произношения [л], [л] (межзубный, губно-губной);

-- каппацизм – недостатки произношения звуков [к], [к];

-- хитизм – недостатки произношения звуков [х], [х];

-- йотацизм– недостатки произношения звуков [й];

-- дефекты звонкости и твердости согласных.

Основные этапы логокоррекционной работы по преодолению фонетических нарушений у детей.

1. Выявления недостатков звукопроизноше­ния у детей в ходе логопедического обследования; строения и подвижности органов артикуляционного аппарата; умения удерживать заданные артикуляционные позы.

2. Подготовительный этап: знакомство с артикуляционным аппаратом, знакомство с правильной артикуляцией нарушенных звуков; нормализация артикуляционной моторики и мышечного тонуса органов артикуляционного аппарата:

-- выполнение артикуляционных упражнений («Заборчик», «Лопаточка», «Наказать непослушный язычок», «Почистим зубки», «Часики», «Чашечка», «Грибок», «Лошадки», «Барабанщики», «Насос», «Пароход гудит», «Заведем моторчик») и упражнений на развитие речевого дыхания («Загоним мяч в ворота», «Фокус»); артикуляционные упражнения объединяются в комплексы в зависимости от нарушенной группы звуков или одного звука;

-- проведение логопедического массажа (основной метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата), самомассажа детьми мышц артикуляционного аппарата.

3. Основной этап коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения:

-- постановка звуков тремя основными способами (по подражанию, с помощью логопедических зондов, смешанный);

-- автоматизация поставленных звуков в установленном порядке: изолированно, в слогах, в словах, во фразе, в стихах и текстах, скороговорках, чистоговорках;

-- дифференциа­ция смешиваемых звуков в установленном порядке: изолированно, в слогах, в словах, во фразе, в стихах и текстах, скороговорках, чистоговорках;

-- введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребенка.

4. Этап контроля правильного произнесения звуков в собственной речи ребенка. Контроль осуществляется специалистами и педагогами ДОУ, родителями, членами семьи.