Классификация методов воспитания
В нашей концепции воспитания, основанной на идее, что суть воспитания – формирование отношений к окружающему миру (а отношение выступает в трех формах: рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной), мы выделяем три основные группы методов воспитания: 1) убеждения; 2) стимулирующие (или возвратно-оценочные); 3) методы организации жизни и деятельности учащихся.
Методы убеждения
Убеждение – это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию. Убеждение предполагает изменение сознания воспитанника. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания.
Можно выделить четыре основных группы метода убеждения:
информационные (когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном...);
поисковые (когда учащиеся включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы: что есть добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное);
дискуссионные (когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, эстетических, экономических и т.д. проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному ответу);
взаимного просвещения (когда понятия о мире обогащается взаимно через различные организационные формы участия самих сверстников: доклады и выступления учащихся, устные журналы, выставки творчества, рукописные альманахи, стенгазеты).
Выбор и результативность методов убеждения определяются особыми методическими правилами. Назовем здесь некоторые из них:
компетентность и убежденность самого педагога в предмете убеждения;
актуальность (для процесса воспитания и для школьника) избранной темы;
опора на имеющийся у школьника опыт;
тщательный отбор содержания (интересность, увлекательность, уход от банальности);
обеспечение активной позиции каждого ученика (проблемные вопросы, участие в действиях и ритуалах, дискуссионность);
общий позитивный фон (обстановка, такт, тон, стиль);
учет возрастных и половых особенностей, ставка на индивидуальность;
оснащенность пособиями, техническими средствами;
этико-эстетическая выразительность педагога (речь, внешний облик, мимика, пантомимика, организационная четкость, педагогический такт...).
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии