logo search
для ГАК / смирнов тмв / Ч2

Глава 9.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

§ 1. Методы воспитания: сущность, разнообразие подходов

к классификации.

§ 2. Общие методы воспитания: классификация на основе

комплексного воздействия на личность

(Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин).

§ 3. Методы воспитания по классификации Л. И. Маленковой.

§ 4. Методы воспитания по классификации Н. Ф. Головановой.

§ 5. Методы воспитания по классификации Б. Т. Лихачева.

§ 6. Методы воспитания по классификации О. С. Гребенюк,

М. И. Рожкова.

§ 7. Методы воспитания по классификации

А. М. Сидоркина, И. П. Иванова.

§ 8. Приемы воспитательного воздействия.

§ 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия.

§ 10. Оптимальный выбор методов воспитания.

§ 1. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ:

СУЩНОСТЬ, РАЗНООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ

К КЛАССИФИКАЦИИ

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

СИДОРКИН А. М.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В теории и практике воспитания проблема методов является одной из наиболее сложных и спорных тем.

В терминологии методов воспитания нет чёткости: одни и те же понятия могут быть названы методами, принципами, приёмами и т. д. Практически у каждого педагога складывается субъективное представление о методах воспитания, в т. ч. в зависимости от конкретных целей и задач воспитания. Единая систематика методов воспитания также отсутствует. Трудность классификации методов воспитания состоит в том, что она не может быть проведена по одному критерию, т. к. один метод отличается от другого по целям, средствам осуществления, по последовательности и постепенности в применении. Кроме того, все эти позиции различным образом рассматриваются с точек зрения воспитателя и воспитанника.

Развитие методов воспитания в известной мере отражает требования, предъявляемые к воспитанию различными историческими эпохами. Например, в средние века наиболее часто применялись методы внушения, приказания, требования, наказания, преследующие в основном цель передачи опыта от поколения к поколению и подчинения личности сложившимся устоям общества. Эти методы присущи в большой степени всем авторитарным системам воспитания. С развитием капиталистических отношений потребовались методы, побуждающие молодое поколение к самостоятельному мышлению, активной индивидуальной и социальной деятельности, умению ориентироваться в постоянно меняющихся условиях окружающей жизни, общаться с другими людьми в различных группах и коллективах. В педагогической практике сложились такие традиционные методы воспитания, как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере и др.

В России после октября 1917 года были предприняты попытки к разработке новых подходов к методам воспитания (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко и др.). Наибольший интерес к проблеме классификации методов у педагогической общественности вызвала дискуссия по методам воспитания в конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ века, которая не выявила больших разногласий в определении методов воспитания, однако в их содержательных характеристиках обнаружила значительное разнообразие точек зрения.

Предлагались различные схемы. Так, Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров и Ф. Ф. Королёв называли методы убеждения, упражнения, поощрения и наказания; Т. А. Ильина и И. Т. Огородников включали методы убеждения, организации деятельности учащихся, стимулирования поведения школьников. В учебном пособии «Педагогика школы» под ред. Г. И. Щукиной (1977) методы воспитания объединены в три группы: методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, выполняющих функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Т. Е. Конникова различала методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности, формирования нравственного сознания, поощрения и наказания. В. М. Коротов, Б. Т. Лихачёв и Л. Ю. Гордин – методы организации детского коллектива, убеждения и стимулирования. Существуют и другие классификационные подходы.

Исходным моментом для построения системы методов воспитания является их роль в педагогической практике. В обыденной воспитательной деятельности педагог может и не задумываться, каким методом он пользуется. Но, оказавшись перед проблемой выбора принципиальной линии поведения в сложной ситуации, он испытывает потребность в знании определённой совокупности возможных решений данной воспитательной задачи.

Овладение методами воспитания позволяет воспитателю не просто отвечать на вопрос: «Что делать каждый день?», а определять, что нужно делать дальше. Выбор конкретных педагогических методов зависит от многих, порой случайных факторов: состояния ребёнка и коллектива, предмета общения, особенностей творческого стиля педагога, внешних обстоятельств и др.

Применение методов лишь частично поддаётся планированию, поскольку является реакцией на вновь возникшую ситуацию. Выбор же системы методов воспитания обусловливается закономерными факторами (уровень зрелости коллектива, возрастные особенности детей, степень их духовно-нравственного развития, необходимость в новых формах отношений между педагогами и детьми и др.) и представляет собой качественное изменение основных параметров воспитательного процесса. Большинство существующих представлений о методах воспитания в той или иной степени исходит из предпосылки о непосредственном взаимодействии между педагогом и воспитанником32.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

СЕДОВА Л. Н., ТОЛСТОЛУЦКИХ Н. П.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Методами воспитания называют способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания. Взаимодействие воспитателя с воспитуемыми может осуществляться по-разному, в частности путем:

Многообразие форм взаимодействия педагога и воспитанников обусловливает многообразие методов воспитания и сложность их классификации. В системе методов воспитания существует несколько классификаций, выделяемых по различным основаниям.

1. По характеру воздействия на личность:

а) убеждение,

б) упражнение,

в) поощрение,

г) наказание.

2. По источнику воздействия на личность:

а) словесные;

б) проблемно-ситуативные;

в) методы приучения и упражнения;

г) методы стимулирования;

д) методы торможения;

е) методы руководства;

ж) методы самовоспитания.

3. По результатам воздействия на личность:

а) методы, влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

б) методы, влияющие на привычки, определяющие тип поведения.

4. По направленности воздействия на личность методы воспитания делятся на:

а) методы, формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией;

б) методы, организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения;

в) методы, обеспечивающие помощь воспитанникам и оценку их поступков.

5. Бинарные методы, предполагающие выделение пар методов «воспитания – самовоспитания». Это методы воздействия:

а) на интеллектуальную сферу (убеждение – самоубеждение);

б) мотивационную сферу (стимулирование (поощрение и наказание) – мотивация);

в) эмоциональную сферу (внушение – самовнушение);

г) волевую сферу (требование – упражнение);

д) сферу саморегуляции (коррекция поведения – самокоррекция);

е) предметно-практическую сферу (воспитывающие ситуации – социальные пробы);

ж) экзистенциальную сферу (метод дилемм – рефлексия).

Оптимальной представляется классификация методов воспитания, выделяемая на основе комплексного воздействия на личность воспитанника и включающая методы:

1) формирования сознания личности;

2) организации деятельности и опыта общественного поведения;

3) стимулирования поведения личности33.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ПЕДАГОГИКА /

ПОД РЕД. Ю. К. БАБАНСКОГО

В мировой и отечественной педагогике накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания.

Классификация помогает выявить в методах воспитания общее и частное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Становятся более понятными и очевидными назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам и их сочетаниям. Так углубляется научная мысль учителя, создаются предпосылки для педагогического творчества. Явления воспитания очень сложны и противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия. Этим объясняется тот факт, что в существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Одна из классификаций выделяет в качестве методов воспитания убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и др.).

От этой классификации несколько отличается группировка методов воспитания, предложенная Т. А. Ильиной и И. Т. Огородниковым. Она включает в себя методы убеждения, методы организации деятельности учащихся, методы стимулирования поведения школьников.

В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуа-ционные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства самовоспитанием.

Более последовательной и современной представляется классификация методов воспитания, содержащаяся в учебном пособии «Педагогика школы» под редакцией Г. И. Щукиной (1977). Мы придерживаемся именно этой классификации. Ее построение опирается на ряд исходных теоретических положений.

Формирующаяся личность школьника представляет собой сложное динамическое образование, которое характеризуется внутренним единством и целостностью. Многообразные качества личности тесно связаны и являются лишь различными ее сторонами. Любое качество будет менять свое содержание и строение в зависимости от того, в какой структуре личности оно дано, с какими другими качествами и особенностями субъекта оно связано и в какой системе связей оно выступает в данном конкретном акте поведения человека.

Воспитание изменяет личность постольку, поскольку оно ведет к возникновению мыслей, чувств, потребностей, которые побуждают к определенным поступкам. Отсюда можно сделать вывод, что в процессе воспитания учащихся необходимо формировать их сознание, возбуждать соответствующее эмоциональное состояние, вырабатывать практические умения, навыки и привычки. Вполне очевидно, что развитие и совершенствование каждой из этих сфер личности требуют соответствующих способов педагогического воздействия.

Методы воспитания можно условно объединить в три основные группы.

Первая группа включает методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся. Необходимость методов названной группы вытекает из принципа единства сознания и деятельности. Человек становится личностью не столько благодаря внешней, предметной, практической деятельности, но и деятельности внутренней, психической, деятельности сознания. Процесс формирования личности ребенка опирается на опыт, приобретаемый в жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Однако воспитание не может замыкаться и полностью определяться личным опытом воспитуемого. Очень важно, как воспринимается, оценивается, осмысливается человеком данный опыт. К тому же складывающийся в процессе практической деятельности эмпирический опыт не сможет охватить всего богатства общественных отношений и духовных ценностей, накопленных многими поколениями людей. Приобщение к социальным ценностям делает возможным формирование у воспитанников понятий, суждений, оценок – всего того, что лежит в основе взглядов и убеждений личности. К методам формирования сознания личности относятся беседы, лекции, диспуты, пример.

Вторая группа – методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. В педагогике общепризнан тезис, что формирование личности человека осуществляется лишь в рамках деятельности, которая не только выражает внутренний мир личности, но и сама есть решающий фактор самодвижения и развития личности. В состав этой группы методов воспитания входят педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций.

Третья группа методы, выполняющие функции регулирования, корригирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников.

Поступки и действия, совершаемые учащимися, должны получать ту или иную оценку, которая призвана закреплять, упрочивать или, наоборот, разрушать, сдерживать, ограничивать складывающиеся формы и мотивы поведения и деятельности.

Данную группу методов составляют соревнование, поощрение и наказание34.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

СЛАСТЕНИН В. А. И ДР.

ПЕДАГОГИКА

Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти – со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы.

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

К числу общих методов воспитания относятся:

В педагогическом процессе методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитания тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели35.