Специфика психических состояний и процессов педагога
Элементом педагогической техники является развитое педагогическое внимание. Оно отличается от внимания других людей прежде всего тем, что учитель должен уметь одновременно удерживать большое количество объектов в поле внимания: видеть класс, каждого отдельного ученика, реакцию каждого на происходящее, быть сосредоточенным на объясняемом материале и своих действиях, рефлексировать свою деятельность и т. д. Такое умение надо развивать и тренировать постоянно. Многообъектность внимания учителя имеет три уровня умений:
направлять внимание на несколько объектов;
направляя внимание на несколько объектов, выделять главные и контролировать второстепенные;
ощущать появление новых объектов внимания и включать их в поле внимания, а также предопределять появление новых объектов.
Внимание педагога должно быть одновременно устойчивым и оперативным, т. е. удерживаться на объекте вне зависимости от разнообразных помех (шум, разговоры, многолюдие и т. п.) и в то же время быстро переключаться в зависимости от меняющейся педагогической ситуации.
Воображение педагога. Своеобразие профессионального педагогического воображения заключается в том, что ему присущи черты научного и художественного воображения. Продуктивность педагогического воображения, включающего в себя элементы художественного воображения, в, конечном счете, проверяется законами педагогической логики.
Функции воображения в педагогическом процессе:
на этапе подготовки к предстоящей деятельности помогает представить в общих чертах ее и возможные варианты восприятия материала;
непосредственно перед мероприятием, делом, уроком дает возможность представить ожидаемое общение, возникающие особенности и проблемы;
пробуждает педагогическую креативность;
помогает представить возможные результаты и эффект педагогической деятельности.
С помощью воображения учитель (воспитатель) может поставить себя на место ребенка, что поможет не только понять его состояние, мотивы поступков, но и избежать многих неправильных решений и выводов.
Обладают профессиональными особенностями и педагогическое мышление, и память, и, собственно, все психические процессы и состояния.
Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружением. Внешний вид педагога может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. М. Митиной, выделены внешняя, процессуальная и внутренняя компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку, осанку, макияж.
Прическа педагога должна быть удобной и аккуратной, макияж умеренным. Одежда учителя – аккуратная, скромная (но не «синий чулок»), присутствует цветовая гармония, соответствие одежды возрасту, моде, условиям занятий и работы; чувство меры во всех деталях одежды, особенно в украшениях.
Пантомимика – движение тела, рук, ног. Красивая, выразительная осанка педагога, прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в себе, своих силах и знаниях. Перечислим другие пантомимические показатели.
походка легкая, упругая, ритмичная, движения гибкие, размеренные, непринужденные;
поза открытая (без скрещенных или сложенных на груди рук, скрещенных ног), изящная и простая, лицом к детям, на достаточно короткой дистанции;
осанка прямая, характерны подтянутость и собранность, умение сидеть за столом прямо и свободно;
жесты педагога уместны, органичны, естественны, без резких взмахов и острых углов;
отсутствие скованности и дурных привычек (хождение вдоль доски, покачивания, жестикуляция предметами, почесывание головы, носа; держание себя за ухо и др.);
рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории;
сдержанность в движениях, без нервозности и суетливости.
Любое общение должно начинаться с мускульной мобилизованности. Она выражается в общей собранности внимания, направлении взгляда, общей подтянутости мускулатуры тела, подтянутости спины. Хорошо, когда мускульная мобилизованность несколько опережает речевое воздействие.
Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Нередко выражение лица педагога оказывает на детей большее впечатление, чем слова. Какая мимика требуется от учителя? Перечислим основные моменты:
выражение на лице доброжелательности, спокойствия, уверенности;
эмоциональная выразительность лица, но без излишней динамичности или статичности;
соответствие выражения лица характеру речи;
умение скрывать проблемы, не имеющие отношения к взаимодействию с воспитанниками;
направленность взгляда на собеседника. Умение пользоваться выразительностью взгляда. «Пустые глаза – зеркало пустой души», – говорил К. С. Станиславский.
Выразительные детали мимики – брови, глаза, улыбка. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно вырабатывать умение держать в поле зрения всех учащихся.
Профессиональная деятельность раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т. п.
Выразительность – это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, владение умением самопрезентации, умелая режиссура педагогического взаимодействия.
Эмоционально богатый учитель, обладающий артистизмом, вербально и невербально проявляющий свои чувства и отношения, способен любое взаимодействие с воспитанниками приблизить к естественному общению. Педагогический артистизм является сочетанием духовных и физических качеств, помогающих найти контакт с учениками, завоевать их доверие и затем действовать, учитывая все особенности конкретного взаимодействия. Артистичный учитель одухотворяет содержание и организацию педагогического процесса. Это самобытный педагог со своим внутренним миром, который становится обаятельным в момент передачи знаний и своего отношения к ним. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями и радостью других людей. В. И. Немирович-Данченко считал, что в этой способности заключается талант, а К. С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.
Внутренняя составляющая имиджа – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Технологические функции имиджа – межличностная адаптация, высвечивание лучших ценностно-деловых качеств, затенение негативных личностных характеристик, организация внимания, преодоление возрастных рубежей.
Всеми этими составляющими имиджа надо не только обладать, но и уметь их позиционировать, владеть методами самопрезентации.
Самопрезентация – способ самовыражения и поведения, направленный на создание благоприятного впечатления, мнения или соответствующий чьим-либо идеалам.
Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека.
«Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Но горе учителю, который неосторожным своим поведением разрушил то обаяние, которым окружен в их глазах», – писал Н. А. Добролюбов.
Педагогическое воздействие всегда имеет определенную ритмическую характеристику. Одно и то же воспитательное воздействие, выполненное в конкретной ситуации в разной ритмической и временной организации, может дать неравноценный эффект. Поэтому с учетом индивидуально-типологических особенностей каждого воспитанника необходимо четко планировать и организовывать темпоритмовый рисунок, ориентированный на конкретного ребенка.
Четкий, ритмичный рисунок урока или воспитательного занятия стимулирует учащихся, управляет их деятельностью, создает общий темпоритм урока или занятия. Размытость ритмического рисунка урока или воспитательного мероприятия деформирует сам педагогический замысел, мешает продуктивно реализовывать правильно подобранные методы воспитания. Наиболее ярко темпоритм проявляется в речи, когда интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя.
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии