Педагогическая техника и мастерство учителя
Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас
А. С. Макаренко
Умение учителя оптимально выразить свои чувства и мысли в целях воздействия на учащихся во многом зависит от овладения им педагогической техникой и в то же время говорит о его педагогическом мастерстве. Каково же соотношение педагогической техники и педагогического мастерства?
Рассмотрим вначале более известное – педагогическое мастерство. Какого учителя назовем мы мастером? Какой смысл вкладываем в слова «педагогическое мастерство»?
Если собрать вместе все книги, написанные о мастерстве педагога, получится, наверное, огромная библиотека. Освоение ее сокровищ – увлекательнейшее и, безусловно, полезное занятие. Однако научится ли играть на рояле тот, кто лишь наблюдает, как это делают другие? Достигнет ли мастерства педагог, знающий всё о достижениях науки и поисках коллег, даже старательно перенося это «всё» в собственную работу? Так же как музыкант, исполняя хорошо известное нам произведение, все-таки создает, творит эту музыку здесь и сейчас, а не просто извлекает звуки из рояля, так и педагог творит ежечасно педагогическую действительность, руководствуясь законами науки, добра и красоты. И как важно нам понять, что не столько о самих всеобщих объективных законах идет в данном случае речь, сколько об их преломлении в сознании привычках, склонностях, вообще в отношении к миру конкретного человека – учителя.
Много раз пытались исследователи решить вопрос: что называть педагогическим мастерством? Определяли качества личности учителей-мастеров, составляли списки умений, которыми они владеют, считали виды работ, которые они выполняют. И распадался целостный образ педагога-мастера на эти списки и количества и что-то важное ускользало, и начинало казаться, что ни один обычный живой человек не может, не в состоянии обладать всеми этими качествами, умениями, выполнять все эти работы...
Из всего многообразия определений педагогического мастерства, представленных в научно-педагогической литературе, время заставляет выбрать одно и именно то, в котором мастерство учителя оценивается по конечному результату его труда – по степени подготовленности его воспитанников к продолжению образования, творческому труду, активному участию в жизни общества.
Только тогда мы можем сказать, что педагог-мастер – это тот учитель, который, глубоко осознавая свою ответственность перед обществом, добивается в профессиональной деятельности высоких результатов, оптимально использует профессиональные средства, отличается индивидуальным стилем деятельности, наиболее полно реализует в ней свой творческий потенциал.
От чего зависят успешность педагогической деятельности, ее результаты? По-видимому, в первую очередь речь должна идти о личности самого педагога. Известно, что педагоги-мастера – это убежденные, высоконравственные, широко образованные, духовно богатые люди. Однако мастерами они становятся не только в силу своих личных качеств. Эти качества должны сочетаться с необходимыми профессиональными знаниями, умениями, скажет читатель, и будет прав. Что должен уметь современный учитель? Задача его непроста – уметь активно влиять на формирование личности растущего человека.
Педагогика и психология отвечают на этот вопрос: главные пути формирования личности – деятельность и общение. А значит, и все главные умения педагога должны быть направлены на организацию деятельности детей, их общения между собой и с педагогом.
Таким образом, в практической учительской работе общение играет едва ли не ведущую роль, в то время как подготовка учителя в вузе к профессиональному общению влачит жалкое существование нелюбимой падчерицы. Небольшое количество спецкурсов и спецсеминаров по педагогическому общению, используемых в разных педагогических вузах страны, не меняют общей картины – выпускник вуза к общению с детьми, их родителями; своими коллегами сегодня не подготовлен. В результате он испытывает трудности в работе.
Отметим одну, но чрезвычайно важную, на наш взгляд, особенность общения в педагогической деятельности.
Мы видим эту особенность в том, что если для учителя общение – это вид профессиональной деятельности, то для ученика – это вид жизнедеятельности. Отсюда и очевидная разница позиций педагога и ребенка в общении. Ребенок живет, как ему живется, и общение с педагогами, родителями, сверстниками – часть его жизни. Учитель, общаясь с детьми, работает, и это значит, что он всегда должен отдавать себе отчет в том, что происходит между ним и его учениками. Участвуя в общении, учитель всегда должен быть как бы и вне его: наблюдать, анализировать, принимать решения, находить оптимальные способы его осуществления.
Оптимальные – значит дающие максимальные результаты при минимально затраченных средствах. В педагогическом общении этими средствами являются слово, интонация, взгляд, жест, улыбка, голос, чувства и переживания учителя. Умеем ли мы рачительно распорядиться этими средствами? Всегда ли точно выражаем свои мысли и чувства, всегда ли ум и сердце воспитанника отзываются нам так, как бы хотелось, как мы рассчитывали? Всегда ли мы точно знаем, какую мысль и какое чувство вызвали наше слово, взгляд, жест в каждом из наших учеников?
Мы спрашивали многих учителей: знаете ли вы, как выглядит ваше лицо в минуту радости, гнева, разочарования, удивления, скуки, огорчения? И почти никогда не получали утвердительного ответа. Причины просты: в вузе об этом не было речи, а работа так «закручивает», что об этих мелочах думать некогда. Но ведь это совсем не мелочи! В деле воспитания вообще нет мелочей, а уж владение главными средствами воздействия на ученика и вовсе не может рассматриваться как нечто, не заслуживающее внимания.
Умение говорить правильно и выразительно, умение жестом, мимикой, взглядом выразить свои чувства и отношения, умение управлять своим психическим состоянием, видеть себя со стороны в значительной мере определяют успешность педагогического общения. Эти умения мы и объединим в понятие «педагогическая техника учителя». Почему именно эти – станет ясно из дальнейшего. А пока отметим только, что отсутствие или наличие этих умений проявляется в поведении педагога при взаимодействии с детьми. Именно их имел в виду А. С. Макаренко, когда писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым... себя вести так, чтобы каждое его движение воспитывало».
Педагогическая техника и есть тот комплекс умений, который помогает учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в воспитательной работе. Недооценивать эти умения нельзя. Если они наличествуют в деятельности, то учитель сумеет во взаимодействии с воспитанниками наиболее полно раскрыть, выразить все богатство своей личности, в той мере, конечно, в какой он этим богатством обладает. Если же педагог не владеет этими умениями, то лучшее, профессионально значимое в личности учителя может быть скрытым от воспитанников, не оказать влияния на них. Сам учитель в этом случае не станет активным участником педагогического процесса, а неким внешним по отношению к нему субъектом. В таком случае он не способен ни увлечь интересным делом, ни убедить в своей правоте, ни воздействовать личным примером. Он лишь более или менее сознательно и умело манипулирует учениками, отношениями, мелом, техническими средствами, школьной документацией.
Педагогическая техника, таким образом, – это те умения, которые помогают учителю через то, что «видят и слушают» воспитанники, донести до них свои «мысли и душу».
Что же видит и слышит сегодня наш воспитанник? Гораздо чаще, чем нам бы хотелось думать, внешний облик учителя не может удовлетворить самый непритязательный вкус, не говоря уже о достижении воспитательных целей: плохая осанка, некрасивая походка, невыразительный взгляд, нелепые жесты. То же и в речи: плохая дикция, монотонность, однообразие интонаций, шаблонность замечаний, то глухой и еле слышный, то громкий и пронзительный голос. К сожалению, вряд ли будет большим преувеличением охарактеризовать современное состояние педагогической техники учительства словами А. С. Макаренко: «Если бы мы захотели подвергнуть критике существующую педагогическую технику, мы не в состоянии этого сделать просто за отсутствием объекта».
Причину такого положения А. С. Макаренко видел в том, что педагогическая «теория ограничилась декларированием принципов и общих положений, а переход к технике был предоставлен творчеству и находчивости отдельных педагогов».
Ситуация, по существу, начала меняться лишь в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Возродившийся интерес к проблеме дал импульс целому ряду исследований по отдельным направлениям педагогической техники и привел, в частности, к выводу о том, что под педагогической техникой понимается комплекс умений учителя, способствующих его оптимальному и творческому поведению и эффективному взаимодействию с детьми в любых педагогических ситуациях.
Надо заметить, что с течением времени и по мере развития теории и методики обучения и воспитания содержание педагогической техники менялось. Однако при любом подходе сохраняется некое устойчивое ядро элементов педагогической техники, которое включает:
умения педагогического общения;
технику и культуру речи учителя (голос, дыхание, дикция, грамотность, интонационная окраска и т. д.);
выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика, вообще внешний облик учителя);
профессиональную саморегуляцию педагогом своего психического состояния (самоконтроль, выдержка и т. п.).
В целом это и составляет содержание педагогической техники учителя, которая наряду с интуицией образует фундамент педагогического творчества.
Пути овладения педагогической техникой. Чтобы личность педагога активно и в нужном направлении воздействовала на воспитанников, он должен глубоко и всесторонне знать свою личность, осознать особенности своего взаимодействия с другими людьми. Он должен уметь видеть и слышать себя со стороны, как бы слухом и зрением другого человека. Это умение дается нелегко и не сразу, однако оно абсолютно необходимо.
Когда его нет, возникает опасное расхождение между целями, которые ставит педагог в общении с детьми, и средствами, т.е. поведением, словами, интонацией, с помощью которых он пытается этих целей достичь. Простой пример. Сегодня должно состояться родительское собрание. В прошлый раз на собрание пришло очень мало родителей, из-за этого целый ряд вопросов остался нерешенным. Опасаясь, что это может повториться, классный руководитель обращается к шестиклассникам: «Поднимите руки те, чьи родители сегодня не намерены явиться на родительское собрание?!» Поднял руку один ученик, другой, третий... 20 рук поднялось в ответ – класс протестовал против бестактности педагога, против выраженного им неуважения к родителям ребят.
Как часто приходится слышать от учителей: «Их много, а я – один!», «Как могу, так и работаю», «К ним со всей душой, а они...», «Я тоже человек!» и т. п.
Самое поразительное, что эти утверждения верны. Действительно, в классе 30–40 детей, а учитель – один. И каждый из нас работает как может, как умеет. И уж конечно, учитель тоже человек.
Что же тревожит, смущает нас в этих, к сожалению, таких типичных репликах, рожденных обидой, неудовлетворенностью результатами профессиональной деятельности? А вот что – непрофессиональность позиции! За этой позицией – нежелание (или неумение) осмыслить свою профессиональную деятельность и себя в ней, подмена педагогического сознания сознанием обыденным, которое подсказывает спасительную, но сомнительную логику: раз «их» много, а я – один, значит, «им» легче понять меня, чем мне – каждого их них и всех вместе, а следовательно, это «они» должны искать пути ко мне, а не я к ним. Ну а дальше в этой логике уже совсем недалеко до «Как я сказал, так и будет!», «Они не хотят ничего понимать» и т. д. И бессмысленно призывать такого учителя к поиску индивидуального подхода к каждому ребенку. Он все равно не сможет подняться выше составления карточек с вопросами разной трудности. Потому что он признает только одно направление индивидуального подхода: от детей к нему.
В этой сомнительной обывательской логике – и неприятие достижений педагогов-мастеров: «Не все же Макаренки!», «То, что делает Шаталов, может только он!». При этом как-то забывается, что тот же А. С. Макаренко писал: «Я добивался освоения мастерства, сначала даже не верил, да есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок, попавший к неталантливому педагогу? И можем ли мы строить воспитание нашего советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, т. е. о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении».
Овладение педагогической техникой лишь одна из ступенек к мастерству. Оно невозможно без осознания педагогом истинных причин, мотивов и целей каждого его педагогического действия, без ответа на вопрос: каким меня видят дети? С ответа на этот вопрос и начинается формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности, начинается творческое поведение учителя.
Творчество в повседневной работе, в отношениях с людьми, сегодня насущная потребность всего общества, необходимое свойство каждого человека. Для учителя это профессионально необходимое свойство. Педагог, не способный к творческому поведению, прямолинеен, упрям и предсказуем. Его привычки, пристрастия, симпатии и антипатии, даже слова и жесты известны ученикам. Он как прочитанная малоинтересная книга – кто же по доброй воле станет ее перечитывать?! Да только ребенок, как крепостной крестьянин, которому некуда податься от произвола и пристрастности помещика, вынужден изо дня в день общаться с нелюбимым учителем, зависеть от него...
В основе осознания особенностей своего взаимодействия с другими людьми – два замечательных явления нашей психической жизни: рефлексия и эмпатия.
Эмпатия – это понимание, осознание эмоциональных состояний другого человека. У учителя она выражается в умении по мельчайшим особенностям облика или поведения воспитанника понять его чувства и переживания, истинные мотивы поступков и реакций.
Рефлексию психологи определяют как осознание человеком своих психических актов и состояний, а также того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими людьми.
Низкий уровень эмпатии и рефлексии – одна из главных причин непродуктивной стандартизации поведения учителей, лежащая, так сказать, внутри самой личности. Конечно, есть и другие причины, объективные, лежащие вне учителя, но они-то, как правило, нам хорошо известны, ими мы охотно объясняем свой недостаточно высокий профессионализм. Однако действие этих внешних причин не фатально, и доказательство тому – творчество педагогов-мастеров. Нас сейчас интересуют причины внутренние, личностные, индивидуальные.
Именно они в конечном итоге определяют успех или неуспех работы учителя.
И рефлексия, и эмпатия – это процессы осознания. Однако известно: осознается лишь то, что было воспринято. Восприятие же нами окружающей действительности отличается удивительной избирательностью. Оно старательно выбирает из потока идущей к нам информации то, что подтверждает, поддерживает сложившиеся у нас образы и нашего «я», и нашей деятельности. Противоречащая же этим образам информация либо не воспринимается вовсе, либо наше сознание услужливо подбирает ей объяснение, делающее ее незначимой, несущественной, не требующей изменений нашей деятельности и нашего поведения.
Привести «чистые» примеры в доказательство этого рассуждения довольно трудно. Ведь, не нарушив целостность, взаимосвязанность явлений школьной жизни, невозможно вырвать какое-то единичное событие из всей системы отношений учителя с учениками. Но все же попробуем это сделать, понимая, однако, всю ограниченность такого эмпирического доказательства.
У молодой учительницы очень тихий голос. На одном из уроков, задав классу вопрос, она (впрочем, уже не в первый раз) слышит реплику:
Татьяна Петровна, не слышно ничего! Повторите, пожалуйста!
А вы бы сидели тише, да слушали внимательней, – немедленно «нашлась» Татьяна Петровна. Однако вопрос повторила, и урок продолжался. Присутствовавший в классе завуч после урока заметил:
Вы действительно очень тихо говорите, Татьяна Петровна.
Что же я могу сделать?! Я пробовала громче – сразу голос садится, и совсем не могу говорить. Ничего, будут сидеть тише – услышат!
Кто может обязать Татьяну Петровну заняться постановкой голоса? Никто, кроме нее самой. Почему она не делает этого? Потому что «их много, а я одна» – ее личный педагогический принцип.
Один говорит тихо, другой кричит, третий каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это», четвертый без конца крутит прядь на затылке или позванивает ключами в кармане – привычка такая... Все это мешает детям понять (помните эпиграф к этой главе?) «нашу душу и наши мысли», и они обсуждают, смеясь и удивляясь, то, что «видят и слушают».
Наступит день, когда осуществится мечта А. С. Макаренко – каждый учитель освоит педагогическую технику в студенческие годы под руководством опытных преподавателей. Будут изданы учебные пособия. Откроются кабинеты педагогической техники – с зеркалами во всю стену, с магнитофонами и системой внутреннего телевидения. Впрочем, еще раз подчеркнем, что овладение педагогической техникой не может осуществляться по какому-то единому рецепту, так же, как и практика ее использования.
Чтобы составить программу такой подготовки, надо ясно представлять себе, какие знания необходимо приобрести для овладения педагогической техникой и какие навыки выработать. Попробуем, хотя бы в самых общих чертах, определить этот круг необходимых знаний и навыков.
В первую очередь следует назвать знание психологии общения и межличностных отношений, возрастной и педагогической психологии. Знакомство с теорией педагогического общения, подкрепленное осознанием норм педагогической этики, позволит учителю правильно конструировать предстоящее общение с детьми.
Для формирования речевых умений необходимо знание сущности языка и речи как средств общения, знание особенностей восприятия звучащей речи, а также знание строения голосо-речевого аппарата человека и средств его развития.
Умения выразительного показа чувств и отношений невозможно сформировать без знания закономерностей эстетического восприятия человеком действительности.
Выработка умений саморегуляции психической деятельности требует знания сущности психических состояний человека и способов управления этими состояниями.
Все эти знания необходимы каждому, кто решит заняться педагогической техникой. Их можно получить, изучив соответствующую литературу.
Однако каждому предстоит еще проделать и значительную работу, результатом которой станет знание о себе: об особенностях своей речи и своей психической деятельности, своего взаимодействия с другими людьми, о своих манерах, привычках, поведении.
Одних знаний, как бы ни были они глубоки, недостаточно для формирования умений. Нужно овладеть еще рядом специальных навыков, т. е. добиться автоматизации действий, выполнение которых в практической деятельности не должно вызывать затруднений.
В области речевых умений к таким автоматизированным действиям относятся навыки фонационного (речевого) дыхания, навыки правильной артикуляции и правильного произношения слов (орфоэпия), навыки «говорения» с разной скоростью и разной громкостью.
Выразительный показ чувств и отношений требует совершенных мимических, микромимических и пантомимических навыков.
Чтобы управлять своими психическими состояниями, нужно овладеть навыками самонаблюдения, самоконтроля и самоприказа.
Для формирования каждой группы умений необходимы как общие знания (например, знание психологии личности или психологии общения), так и специальные (например, знание сущности языка и речи и др.). Что касается навыков, то почти все они, так или иначе, «работают» в каждом умении. Так, точный жест и выразительный взгляд сделают вашу речь более понятной и убедительной, а навык самонаблюдения позволит правильно регулировать, например, громкость и скорость речи.
Определяя собственную программу овладения педагогической техникой, кто-то выберет для себя лишь некоторые упражнения, а кто-то захочет освоить предлагаемый курс полностью. Следует, однако, подчеркнуть, что как и во всяком обучении здесь остаются справедливыми такие общедидактические требования, как последовательность и систематичность занятий55.
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии