logo search
Общая педагогика-Симоненко

Этапы проектирования модульных программ

Модульная программа МТН-обучения составляется на основе анализа деятельности специалиста, изучения ее содержания и структуры и представ­ляет собой совокупность модульных блоков. Процесс проектирования модульных программ профессионального обу­чения конкретной профессии состоит из четырех этапов:

- анализ содержания и структуры профессиональной деятельности;

- анализ содержания и структуры модульных блоков;

- анализ навыков по каждому шагу и определения необходимых учеб­ных элементов (единиц);

- составление МТН-программы обучения.

Ниже рассматривается их содержание1.

п/п

Этапы проектирования

Содержание этапов проектирования МТН- программы

1.

Анализ содержания и структуры профессиональной деятельности

1. В результате анализа определяются:

  • функции специалиста на рабочем месте;

  • организационная структура при выполнении функций специалиста;

  • требования, которым должен отвечать желающий обучаться данной профессии;

  • перечень всех производственных зданий, выполняемых специалистами в рамках данной профессии.

2. Составляется описание работы по следующей схеме:

  • название профессии с указанием профессиональной области, под которой понимают глобальный вид деятельности;

  • область работы, под которой понимается уточненный вид деятельности;

  • описание функций специалиста по данной профессии;

  • ответственность и подчиненность специалиста;

  • условия (место) работы;

  • требования, предъявляемые к потенциальному учащемуся.

3. Составляется перечень и описание модульных блоков:

  • количество модульных блоков зависит от содержания конкретного вида профессиональной деятельности;

  • в модульном блоке описывается содержание производственного задания, которое представляет собой логически завершенную часть работы

2.

Анализ содержания и структуры модульных блоков

1. Выявляется последовательность операций (шагов), необходимых для выполнения конкретного производственного задания:

  • операции (шаги), выполнение которых можно наблюдать (например, измерение длины детали);

  • операции (шаги), которые нельзя наблюдать непосредственно (например, выбор материала, инструмента и т.д.)

3.

Анализ навыков по каждому шагу и определение необходимых учебных элементов

1. Определяются учебные элементы, требуемые для формирования навыков, необходимых для выполнения каждой операции (шага):

  • общая техника безопасности;

  • виды профессиональной деятельности;

  • теория;

  • графическая информация (схемы);

  • техническая информация, материалы, методы;

  • инструменты (оборудование), машины

4.

Составление МТН-программы бучения

1. В МТН-программу включаются все модульные блоки, выполняемые в рамках конкретной производственной деятельности и соответствующие им учебные элементы.

2. МТН-программа может составляться для получения:

  • широкопрофильной профессии (в программу включаются все модульные блоки и учебные элементы, относящиеся к данной профессии);

  • навыков выполнения отдельных производственных заданий (в программу включаются только те модульные блоки и учебные элементы, которые относятся к данной конкретной деятельности)

Таким образом, на основе анализа производственной деятельности, модульных блоков и шагов составляется МТН-программа, в которой определяются необходимые практические навыки и теоретические знания, которыми должен владеть специалист для выполнения соответствующей работы.

Достоинством МТН-программы является гибкость и вариативность, которые актуальны в условиях рыночной экономики при количественном и качественном измении рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения рабочих.