logo search
экзамен педагогика

Принципы обучения

Дидактические принципы – это основные положения, определяющие положения, содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса – логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов.

Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения, 2) наглядность, 3) последовательность, 4) прочность знаний и навыков.

Были предприняты многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих следующие принципы:

  1. сознательности и активности

  2. наглядности

  3. систематичности и последовательности

  4. прочности

  5. научности

  6. доступности

  7. связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических принципов.

  1. Принцип наглядности и его реализация в практике обучения.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности:

    1. Необходимо использовать тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках и проч.), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме или письменной.

    2. Золотое правило: Все, что только можно нужно представлять чувствами. А именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, и т.д.

    3. Не нужно ограничиваться наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.

    4. Обучая и воспитывая не нужно забывать, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.

    5. Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.

    6. Нужно следить за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.

    7. Применяя наглядные средства нужно рассматривать их с учащимися сначала в целом, потом – главное и второстепенное, а затем – снова в целом.

    8. Необходимо использовать различные виды наглядности, но не нужно увлекается чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

    9. Желательно постараться изготовлять вместе с учащимися наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.

    10. Никогда нельзя показывать того, чего сами хорошо не знаем, нужно старательно готовить наглядность к применению.

    11. Нужно научно обоснованно применять современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, слайды и др. Необходимо в совершенстве владеть техническими средствами обучения, методикой их использования.

    12. Применяя наглядные средства нужно воспитывать у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, творчество, интерес к учению.

    13. Нужно использовать наглядность как одно из средств связи с жизнью.

    14. С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической