Оглавление
Часть II.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 7.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
§ 1. Понятие педагогической технологии 8
§ 2. Технологический подход в процессе воспитания 17
§ 3. Технология коллективной творческой деятельности 31
§ 4. Технология создания ситуации успеха 66
§ 5. Технология игровой деятельности 80
Вопросы и задания к главе 7 103
Библиографический список 104
ГЛАВА 8.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ
§ 1. Формы организации воспитания, их классификация 106
§ 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы 119
§ 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы 129
§ 4. Методика организации воспитательных мероприятий 139
§ 5. Из опыта применения форм организации воспитания 157
Вопросы и задания к главе 8 184
Библиографический список 184
ГЛАВА 9.
МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
§ 1. Методы воспитания: сущность, разнообразие подходов
к классификации 186
§ 2. Общие методы воспитания: классификация
на основе комплексного воздействия на личность
(Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин) 195
§ 3. Методы воспитания по классификации Л. И. Маленковой 215
§ 4. Методы воспитания по классификации Н. Ф. Головановой 222
§ 5. Методы воспитания по классификации Б. Т. Лихачева 229
§ 6. Методы воспитания по классификации
О. С. Гребенюк, М. И. Рожкова 242
§ 7. Методы воспитания по классификации
А. М. Сидоркина, И. П. Иванова 245
§ 8. Приемы воспитательного воздействия 249
§ 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия 253
§ 10. Оптимальный выбор методов воспитания 271
Вопросы и задания к главе 9 282
Библиографический список 283
ГЛАВА 10.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ:
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ
§ 1. Общение: сущность, виды, функции 286
§ 2. Педагогическое общение 292
§ 3. Школьник как субъект воспитания 304
§ 4. Технологии педагогического общения 311
§ 5. Педагог и общение школьников 322
§ 6. Психологическая коррекция конфликтов в общении 345
Вопросы и задания к главе 10 380
Библиографический список 382
ГЛАВА 11.
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
§ 1. Из истории становления в России института
классного руководства 384
§ 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя 395
§ 3. Технологические основы воспитательной работы
классного руководителя 410
§ 4. Технология изучения классным руководителем
учащихся и коллектива 419
§ 5. Технология работы классного руководителя
с ученическим коллективом 425
§ 6. Технология работы классного руководителя с родителями 437
§ 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса 458
§ 8. Технология планирования работы классного руководителя 465
§ 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя 476
Вопросы и задания к главе 11 479
Библиографический список 480
ВВЕДЕНИЕ
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания…», – такими словами открывает свой замечательный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» выдающийся российский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
Очень хочется надеяться на то, что те люди, которые связали свою жизнь с чрезвычайно сложным, противоречивым, не всегда благодарным, но абсолютно необходимым делом – воспитанием Человека – в полной мере наделены терпением, одарены способностями и овладели на практике (если и не в качестве учителя, то уж в роли ученика – непременно!) умениями взаимодействовать с человеком, понимать человека, убеждать человека, вести за собой – или вместе с собой – людей…
Но очень хочется надеяться и на то, что люди, посвятившие себя воспитанию Человека, осознают необходимость овладения обширными и глубокими педагогическими знаниями, без которых и терпение, и способности, и умения, и огромный труд – труд ума и души – не обеспечат достижения поставленной вами перед собой и обществом перед вами цели – сотворению Личности счастливого и хорошего человека, достойного гражданина.
Авторы множества статей, фрагментов учебных книг и научных монографий, раскрывающих различные стороны и проблемы многоаспектного и многофакторного процесса воспитания, очень хотят помочь каждому воспитателю достичь желанного успеха в профессиональной деятельности.
Составитель предлагаемого пособия решительно отказался от намерения предложить вам свое видение и свое понимания теории и методики воспитательной работы: очень хочется, чтобы вы не были заложником одной авторской версии и позиции, не несли с собой в воспитательную практику только те мысли и суждения, которые принадлежат (заимствованы, собраны, перенесены) именно этому автору. В этой книге вам предлагаются все возможные варианты толкования проблем воспитания – изучайте их, выбирайте то, что вам представляется наиболее убедительным… и применяйте.
Есть еще один очень важный резон предложить именно составительский вариант пособия по воспитанию. В настоящее время, в период обучения вам кажется оптимальным вариант прочтения самой лаконичной и самой простой педагогической книжки, необходимой и достаточной для сдачи экзамена или зачета. Увы, дефицит времени студентов, незрелость их читательских предпочтений, отсутствие практического опыта, свидетельствующего об отсутствии необходимого знания, и, главное, отсутствие актуальной потребности у студента в педагогической теории – эта потребность возникнет, когда в практической деятельности обнаружится побуждающее к познанию, Незнание – все это приводит к тому, что обучающийся ориентирован не на глубокое освоение научного и учебного материала, а на решение сиюминутных житейских проблем – выдержать аттестацию по предмету и… забыть.
Мы надеемся преодолеть инерцию школярского отношения к важной, умной, необычайно интересной и интригующей науке.
Пособие состоит из трех частей: часть I – «Воспитание в целостном педагогическом процессе», часть II – «Воспитательные технологии» и часть III – «Гуманистические воспитательные системы». Разбивка пособия на части произошла в связи с большим объемом печатного материала, которым технически неудобно будет пользоваться читателю.
Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие (так же, впрочем, как и два предыдущих – «История образования и педагогической мысли» и «Дидактика») не совсем обычно: оно сочетает в себе черты учебника, антологии, хрестоматии.
Как учебник предлагаемая книга отличается достаточно жесткой логикой организации учебного материала в полном соответствии с разработанной нами программой учебной дисциплины. Здесь есть практически все признаки учебника, в котором представлено сочетание составительских статей и авторских материалов, вопросы и задания по материалам глав, списки используемой основной и дополнительной литературы.
Как антология и хрестоматия учебное пособие включает в себя фрагменты текстов учебных пособий, статей энциклопедий и справочной литературы, проверенные материалы Интернета.
Большинство статей – переработанные, отредактированные составительские материалы – лучшие (по нашему мнению) фрагменты лучших учебников и учебных пособий по теории и методике воспитания, изданных в прошлом и в последние десятилетия в России.
Редактируя материалы, мы не нарушали авторскую логику и авторский замысел, не искажали авторские оценки и выводы. Исключение составляли некоторые пропуски, сокращения оригинальных материалов текстов, осуществленные в технических целях (для создания симметрии в расположении учебного материала, обеспечения взаимодополняемости материалов, отказа от многословия в текстах и общих рассуждений в целях усиления динамики сообщения учебного материала).
В некоторых случаях мы сопоставляли и противопоставляли тексты разных авторов, предлагая читателю сделать и обосновать свой выбор (мы, как уже отмечалось, убеждены, что пользователь учебника не должен быть заложником позиции одного автора, как это случается практически всегда с авторскими текстами).
Во избежание претензий в несанкционированном использовании чужих текстов мы предупреждаем, что включенный в пособие учебный материал надлежащим образом оформлен как цитата или пересказ.
Мы признательны авторам всех текстов за то, что они вольно или невольно включены в пособие и переданы для изучения будущим педагогам.
В. И. СМИРНОВ
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии