logo search
Общая педагогика-Симоненко

Методы воспитания

Под методами воспитания следует понимать способы взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Достижение целей воспитания осуществляется в процессе реализации совокупности методов. Сочетание методов в каждом случае должно быть адекватно поставленной цели и уровню воспитанности обучаемых. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма.

Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога профессиональной школы и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретные действия педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым, нетрадиционным решениям, применив свои собственные или позаимствованные у коллег приемы. Задача совершенствования методов является постоянной, и каждый воспитатель в меру своих сил решает ее, внося в общие методы свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.

В педагогике существуют различные варианты классификации методов воспитания. Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в них общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

Условно можно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния. Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию обучаемого и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у воспитуемого формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с педагогами, товарищами, обществом.

По характеру воздействия на обучаемого методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрения и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гонча-ров, Ф.Ф. Королев, М.И. Рожков и др.). В данном случае общий классификационный признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и другие стороны метода. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения обучаемых. В классификации И.С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

Традиционной является классификация, в которой выделяют три группы методов на основе направленности и которая включает в себя целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

В профессиональной педагогике на основе опыта лучших педагогов, наставников, воспитателей сложилась классификация методов, согласно которой выделяют методы организации коллектива, метод убеждения (в данном случае убеждение рассматривается как группа методов, формирующих сознание); методы стимулирования.

Организованный трудовой коллектив отличает высокая дисциплина и культура взаимоотношений его членов. В силу этого выделяют основные методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление.

Дисциплина – это метод воспитания, обеспечивающий формирование культуры взаимоотношения членов коллектива, полезных традиций и привычек поведения путем выработки соответствующих норм и правил внутреннего распорядка и последовательного их предъявления в качестве единых требований друг к другу. Основу дисциплины составляют единые требования. Разработка требований и их предъявление сопровождается разъяснительной работой.

Требования, определяющие дисциплину, делятся на два вида: моральные и деловые. Примером деловых требований могут служить требования техники безопасности, примером моральных требований – требование жить по законам рабочей чести.

Самообслуживание – это метод, обеспечивающий создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива.

В современном обществе самообслуживание становится нормой жизни. В организованном трудовом или ученическом коллективе самообслуживание проходит путь от уборки помещения и наведения порядка на рабочем месте до обеспечения полного комфорта работающим и украшения средствами дизайна рабочего помещения (озеленение помещения, организация живого уголка в зоне отдыха; расписывание шкафов для спецодежды и стен помещения, оформление помещения репродукциями и т.д.). Важно, чтобы в самообслуживание были вовлечены все члены коллектива.

Особым предметом заботы педагогов становится умелая организация коллективных норм труда по самообслуживанию и его рационализации. Она включает составление четких графиков выполнения работ, распределение обязанностей, подготовку и обеспечение необходимыми материалами и инструментами.

Соревнование – обеспечивает стимулирование успеха индивидуального и коллективного труда, формирование ревностного отношения к делу его участников, где важную роль играет учет и сравнение результатов совместной деятельности, а также поощрение всех участников, особенно передовиков.

Чтобы соревнование стало эффективным средством воспитания, необходимо соблюдать ряд условий. Во-первых, организация соревнования должна естественно вытекать из устремлений коллектива, подкрепляться производственной или учебной необходимостью. Во-вторых, разрабатывая условия соревнования, педагоги и органы самоуправления должны исходить из реальной ситуации и конкретных актуальных задач. В-третьих, основу соревнования должен составлять учет, основу которого составляют непосредственные результаты деятельности, а не вторичные формальные показатели.

Самоуправление – обеспечивает формирование у его членов отношений взаимной ответственности и организаторских качеств при условии, если в управление делами коллектива включаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями.

Построение самоуправления в конкретном коллективе определяется тремя факторами: структурой коллектива, содержанием его жизни и организаторским опытом его членов. Это, в свою очередь, требует особой подготовки работников, педагогов. Управление – сложная социальная функция, поэтому, чтобы оно было успешным, необходимо всех участников коллектива систематически и последовательно вооружать навыками и умениями организаторской работы, учить планированию и организации контроля и учета, проведению собраний и производственных совещаний, формам отчетов и инструктажа.

Следующая группа методов содействует формированию сознания учащихся профессиональной школы, помогает им в выработке гуманистических взглядов и личных убеждений – это методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение. Методы убеждения используются для формирования взглядов, понятий, установок. Они относятся к методам воздействия на интеллектуальную сферу.

Убеждение предполагает разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждаясь в правоте сказанного, обучающиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы: чтение отрывков из литературных произведений, исторические аналогии, басни, проведение разнообразных дискуссий.

Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что воспитуемые осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы.

Информация – обеспечивает сообщение воспитанникам тех или иных сведений непосредственно педагогом. Данный метод можно считать исходным, так как он применяется при начальном ознакомлении с новыми идеями, теориями, правилами и другими сведениями, составляющими основное содержание воспитания.

Главным средством использования метода информации является живое слово и личный пример педагога. При этом используются такие формы, как рассказ, беседа, лекция, инструкция. Целесообразным представляется приглашение других людей: очевидцев важных событий, мастеров производства, видных деятелей науки, политических деятелей, представителей власти и т.д.

Поиск – обеспечивает вовлечение воспитанников в процессы самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации ценностно-ориентированного характера. На основе этого формируются навыки и умения самообразовательной деятельности.

Среди видов поисковой деятельности выделяют туристско-краеведческую работу, биографический поиск – сбор материалов о жизни и деятельности выдающихся людей нашей Родины, родного края. Это могут быть современные и исторические личности. Это сложный вид деятельности, который требует вооружения воспитанников приемами поисковой деятельности (конспектирование литературных источников, обработка собранных материалов, создание видеофильмов и т.д.).

Основными этапами поисковой деятельности являются:

  1. определение цели и объекта поиска, конкретизация и расшифровка его задач;

  2. сбор материалов;

  3. обработка, систематизация и изучение собранных материалов;

  4. оформление добытого материала и его дальнейшее использование.

Дискуссия – обеспечивает вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями, способствуя поддержке и развитию нравственно-этических представлений, формируя самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов и неверных точек зрения.

Важно, чтобы в процессе дискуссии проявилась готовность поддержать товарища, оказать ему нравственную помощь, сочувствие в трудной ситуации. Обогащение и развитие обсуждаемых идей должно быть главным в содержании дискуссии. Это, однако, не должно исключать тактичной и доброжелательной критики и аргументированного опровержения ложных представлений.

Применение дискуссионного метода предполагает наличие доверительных товарищеских отношений педагогов и воспитанников, наставников и молодежи, уважительного отношения друг к другу, к мнению членов коллектива, взаимной доброжелательности и такта.

Взаимное просвещение – обеспечивает формирование у воспитанников потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения и реализуется в повседневной пропагандистской разъяснительной работе среди своих товарищей. На этом этапе коллектив становится субъектом воспитательной работы, а педагог выполняет роль помощника и консультанта.

Взаимное просвещение усиливает воспитательные функции коллектива, увеличивает число людей, готовых щедро поделиться своими знаниями и мастерством с другими членами коллектива, своими товарищами.

Третья группа методов воспитания – методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у обучающихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие его компоненты, как поощрение и наказание. Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагают возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение проявляется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание – компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Существуют такие виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным. Но педагогу нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей, пониманию смысла своей жизни – деятельности, выбору мотивов и целей, т.е. тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.

Требование – обеспечивает вызов определенного поведения воспитанников и проявление их деловых и нравственных качеств путем выражения норм поведения личных отношениях педагога с воспитанниками в общении с ними.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность, понятные формулировки. Косвенные требования (совет, просьба, намек, одобрение) отличаются от прямых тем, что стимулом действия становятся психологические факторы: переживания, интересы, стремления.

Перспектива – как метод педагогического стимулирования обеспечивает налаживание общественно полезной деятельности воспитанников путем выдвижения перед ними увлекательных, значительных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания исходных людей.

Мастерство педагога заключается в постановке перед воспитанниками увлекательных и значительных перспектив. Важно поощрять тех воспитанников, которые сами выдвигают полезные жизненные планы и цели.

Выделяют перспективу близкую (встреча с друзьями, посещение кинотеатра, театра, клуба, дискотеки и т.д.); среднюю, т.е. ожидаемое событие несколько отодвинуто (ожидание традиционных праздников, летнего отдыха, предстоящего путешествия и т.д.), и далекую, т.е. намеченные жизненные планы воспитанников (дальнейшая учеба, профессиональная деятельность, перспективы в семейной жизни и т.д.).

Общественное мнение – обеспечивает поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление моральных качеств воспитанников посредством выполнения моральных требований, постановки и реализации общественно значимых перспектив, нравственной оценки поведения членов коллектива.

Общественное мнение существенно влияет на поведение людей. Одним из способов выражения общественного мнения является деятельность лиц, избираемых коллективом в качестве организаторов того или иного дела, мероприятия. Действенным средством могут стать печатные органы коллектива, радиовещание (местное радио).