logo search
Общая педагогика-Симоненко

Закономерности воспитания

Общие закономерности выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Закономерности, которые определяют связи в отдельных компонентах системы, называются конкретными или частными.

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей.

Главной среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе выделяют ориентацию на развитие личности обучающегося. Здесь важно учитывать, что «чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции»1.

Важное значение имеет следующая закономерность: развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой.

В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинства, те моменты мотивации поведения, в которых проявляются самоутверждение и свобода личности. Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают всю личность, структуру самосознания личностных потребностей. Без них не может быть подлинной самореализации личности. Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах.

Нравственные идеалы развиваются и совершенствуются и определяют перспективы развития личности. Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом.

Личность развивается посредством культуры только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности личности, от содержания и способов организации деятельности. Деятельность личности является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в собственные изменения и новообразования личности. Это обусловливает особую важность деятельностного подхода в гуманистическом воспитании.

Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность реализуется через единство деятельностного и личностного подхода. Личностный подход настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу индивидуально-творческого подхода, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащимся испытать радость от осознания собственного роста и развития. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, профессионального роста.

Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией профессионально-этической ответственности. Это обусловлено закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической и профессиональной этики. Данный подход к воспитанию предполагает такой уровень внутренней активности личности, при котором и педагоги профессионального обучения, и учащиеся (студенты) не идут на поводу обстоятельств в педагогическом процессе, а могут вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.