logo search
ПОСОБИЕ БЕРМУСА А

Теория развивающего обучения (по д.Б.Эльконину-в.В.Давыдову)

Рассматриваемая теория имеет еще одно название – теория содержательного обобщения, раскрывающее обосновываемый смысл педагогического процесса: формирование обобщенного научно-теоретического мышления. Ход процесса диктуется обратной (по отношению к АРТ) логикой научного поиска – восхождение от частной проблемы – к ее логическому обобщению, последующему решению – и возвращению на уровень практической деятельности. При этом учение (учебная деятельность) является прямым аналогом научно-теоретического познания и организуется в шесть этапов:

  1. Знакомство с задачей и ориентировка в ней. Учащиеся получают задачу, которые не в силах решить, но должны сориентироваться – описать данные, поставленный вопрос, использованные понятия.

  2. Систематизация задач и выявление в них единого отношения. Под руководством учителя учащиеся ищут похожие (аналогичные) задачи и выявляют в них общие черты (элементы, структуры).

  3. Фиксация выявленных отношений в предметной или знаковой форме. Выявленное на предыдущем этапе соотношение моделируется на бумаге в символическом (обобщенном) виде.

  4. Преобразование модели и обобщенное решение задачи. Модель преобразуется и приводится к решению, т.е. построению алгоритма трансформаций модели, приводящего к результату.

  5. Решение системы частных задач. Все поставленные задачи решаются посредством алгоритма, а результаты исследуются.

  6. Рефлексия и внешняя оценка деятельности. Итоговый этап обучения связан с воспроизведением в знаковой форме всех этапов решения задачи, и последующей внешней оценкой деятельности учителем.

Как показывает практика, развивающее обучение эффективно для формирования научного мышления только при условии высокой готовности и мотивации учащихся. Кроме того, часть общеизвестных дидактических принципов (доступности, наглядности) подвергаются в теории развивающего обучения критике и существенно переосмысливаются, что может быть причиной затруднений, как для учителя, так и для учащихся.