3.Подберите систему приемов по ознакомлению учащихся с новым звуком и новой буквой на уроке обучения русской грамоте (основной период обучения, тема по выбору).
Формирование навыков чтения и письма во многом зависит от чистоты и отчетливости звучания речи школьника. Поэтому со¬ставной частью работы по развитию речи является работа над дик¬цией. Это чрезвычайно важно и для обучения грамоте, и для выра¬зительного чтения, и для орфоэпии, и для формирования орфог¬рафического навыка. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата, поэтому необходимы упражнения, на¬правленные именно на это.
Наиболее часто у первоклассников отмечаются такие недочеты произношения, как:
— вялость артикуляции;
— картавость (неправильное произношение звуков [р] и [л]);
— шепелявость, сюсюканье, межзубное произношение звуков ([с], [ш], [з], [ж], [щ], [ц], [ч]).
Исправление недостатков речи иногда требует логопедической помощи и постоянной индивидуальной работы с каждым ребен¬ком. Задача же учителя состоит в том, чтобы научить детей гово¬рить умеренно громко, не торопясь, отчетливо произнося слова, т.е. добиться от каждого ясного произношения слов.
Приведем виды упражнений, помогающих развивать гибкость артикуляционного аппарата:
1) упражнения в громкости произношения: например, произ¬носить слова сало — шило — сало — шило и т.д., то усиливая голос почти до крика, то ослабляя его до шепота;
2) упражнения в темпе произношения: те же слова сало — шило произносить сначала медленно, а затем все убыстряя темп;
3) отработка произношения отдельных согласных звуков, осо¬бенно тех, в звучании которых у детей есть дефекты;
4) артикуляционная гимнастика;
5) упражнения на произношение трудных звукосочетаний; с этой целью используются скороговорки и чистоговорки, которые нужно проговаривать быстро, как можно быстрее, обычно по не¬скольку раз подряд.
Нужно научить детей правильному дыханию во время речи. Некоторые дети обнаруживают застенчивость, особенно когда они не выговаривают чисто какие-либо звуки. В таком случае полезно хоровое произношение звуков, слов, хоровое чтение, проговаривание скороговорок хором.
Различение звуков речи учащимися достигается в про¬цессе упражнений (звуковой анализ, составление слов из разрез¬ной азбуки), но для них нужно подбирать и такие слова, в кото¬рых они смогут сопоставлять смешиваемые ими звуки.
Рассмотрим, например, методику работы над звуком [ч']и буквой Чч.
1.Знакомство со звуком [ч,]
Учитель выставляет предметные карточки с изображением грача, ласточки, чайки, под каждой картинкой – звуковая схема:
г р а ч л а с т о ч к а ч а й к а
- - . = - . - - . = - . = . = -- .
-Повторите за мной слова – назовите этих птиц.
- Какой одинаковый гласный звук в словах: грач, чайка, ласточка? (Звук [а]).
-Какой еще одинаковый звук слышится во всех трех словах? (Звук [ч’]).
- Произнесите звук [ч’]. Докажите, что этот звук согласный. (Язык создает преграду воздуху, поэтому звук невозможно долго и громко кричать, звук [ч’] мы произносим с помощью шума, без голоса).
-Послушайте загадку и запомните слова со звуком [ч’].
Чик-чирик! Чик-чирик! -
С чердака несется крик.
Что же это за чудак,
Что шумит на весь чердак?
-О ком эта загадка? Какие слова со звуком [ч’] вы услышали?
-Обратите внимание: звук [ч’] звучит одинаково мягко в словах: Чик-чирик, Чудак, Чердак. Запомните: звук [ч’] – мягкий согласный, который не имеет парного твердого.
-Назовите по порядку все звуки в словах: грач, ласточка, чайка, опираясь на схему.
-А теперь обозначим звуки буквами. Какой звук мы не можем обозначить буквой? (мягкий согласный звук [ч’].
2.Ознакомление с буквой Ч.
1. Согласный мягкий звук [ч’] обозначается буквой Ч. Посмотрите на эту букву и пофантазируйте, во что ее можно превратить.
- На какую цифру похожа эта буква?
2. Сравнение письменных и печатных букв Чч.
3. Графический анализ строчной буквы ч.
4. Выкладывание буквы на парте при помощи палочек.
4. Показ написания новой буквы.
5. Печатание учащимися строчной буквы ч. Учитель показывает написание на доске, ученики пишут (печатают) по образцу.
3.Чтение слогов и слов с изученной буквой.
-Откройте букварь (с.86). Найдите столбики слогов и прочитайте их.
-Прочитайте в парах: один читает слог, а второй слово, в котором есть это буквосочетание.
-Прочитайте слова – названия птиц (чайка, чибис, грачи).
-Найдите слова, в конце которых буква согласного звука. (чибис, вечер).
-Прочитайте слова, в конце которых буква гласного звука ( чайка, чудо, курочка, грачи, внучка, ночка, речка, яичко).
-Какие из прочитанных слов встречаются в сказке “Курочка Ряба”. (Курочка, яичко)
4.Чтение отрывка из сказки “Курочка Ряба” (с.86).
-Рассмотрите иллюстрацию к сказке и скажите, какой персонаж в ней прячется? (Мышка). Как вы думаете, почему?
Учащиеся читают отрывок из сказки самостоятельно, затем “цепочкой”. Определите, какую часть сказки вы прочитали? (Конец). Вспомните всю сказку и расскажите ее.
5.Физкультминутка.
Грач качался в гамаке (наклоны в сторону)
Гуси – в волнах на реке (наклоны вперед-назад)
Мимо голуби летели (покачивание руками)
И на веточку присели (приседания)
Веточка качается (покачивания руками)
Неплохо получается.
6.Чтение стихотворения В Степанова “Чайки”.
-Рассмотрите иллюстрацию на странице букваря (с.87). Как называются птицы, изображенные на рисунке? Где вы видели этих птиц?
-Прочитайте стихотворение и подумайте: где, когда и с кем могли так говорить чайки.
-О чем спрашивали чаек?
-Что же птицы считают своим делом?
Чтение стихотворения учащимися по заданию учителя.
-Обратите внимание на знаки препинания в конце первого и второго предложений. Вспомните, как нужно читать такие предложения.
Прочитайте первые четыре строки. Чьи это слова?
Учащиеся читают первую строку самостоятельно, затем индивидуально.
-Прочитайте вторую часть стихотворения. Кто говорил эти слова? (Дети читают индивидуально)
Итог урока.
-С какой буквой познакомились на этом уроке?
-Какой звук обозначает эта буква?
-В чем особенность звука [ч’]? (У него нет парного твердого звука).
-Назовите птиц, в названиях которых есть звук [ч’]?
- Билет № 1
- 1.Общая характеристика современного процесса обучения: понятие, характер, цели и функции.
- 2.Определите основные задачи и пути развития речи младших школьников на уроках русского языка в начальных классах.
- 3.Разработайте конспект предметного урока по природоведению (класс, тема по выбору студента).
- 8. Узагальнення матеріалу із використанням наочності.
- Билет № 2
- 1.Общее представление о деятельности.
- 2.Раскройте особенности методической работы по формированию у учащихся начальных классов умений решать задачи определенных видов.
- 3. Решение задач на нахождение четвертого пропорционального (способ прямого и обратного приведения к единице, способ отношений)
- 3.Подберите подвижные игры на развитие ловкости и скорости (класс по выбору студента).
- Билет № 3
- 1.Технология коллективного творческого воспитания по и. П. Иванову.
- 2.Охарактеризуйте процесс анализа художественных произведений в начальных классах на уроках классного чтения (русский язык).
- 3.Составьте конспект урока - беседы о творчестве художника в.М. Васнецова «Удивительный мир сказки ».
- Билет № 4
- 1.Классификация вредных факторов производственной среды.
- 2.Методика изучения фонетических и морфологических написаний на уроках украинского языка в начальной школе.
- 3.Разработайте конспект урока в первом классе по теме: «Числа1 - 10 и число 0» по действующим учебникам.
- 1.Усна лічба
- 2. Каліграфічна хвилинка. Робота в парах.
- Билет № 5
- 1.Сущность, двусторонний характер, противоречия и закономерности современного процесса воспитания.
- 2.Подвижная игра как средство физического воспитания детей. Значение и классификация подвижных игр.
- 3.Обоснуйте систему работы над развитием украинской речи первоклассников.
- Билет № 6
- 1.Понятие о мышлении.
- 2.Методика обучения младших школьников упражнениям легкоатлетического характера.
- 3.Подберите систему приемов по ознакомлению учащихся с новым звуком и новой буквой на уроке обучения русской грамоте (основной период обучения, тема по выбору).
- Билет № 7
- 1.Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- 2.Охарактеризуйте особенности методической работы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
- 3.Спланируйте словарную работу в процессе ознакомления с художественным текстом (по выбору) на уроке классного чтения в 3 классе ( русский язык).
- Содержание словарной работы над языком «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» а.С. Пушкина
- Билет № 8
- 1.Инструктажи по вопросам охраны труда. Виды инструктажей по охране труда
- 2.Особенности изучения произведений различных жанров.
- Билет № 9
- 1.Личность педагога. Современные требования к личности и профессионализму.
- 2.Раскройте методику работы над словосочетанием и предложением, элементами синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в начальной школе.
- Методика работы над словосочетанием
- Методика работы над предложением
- Ознакомление с пунктуацией
- 3.Смоделируйте фрагмент урока «Сложение и вычитание двузначных чисел» на уроках математики.
- Vі. Усний рахунок.
- V. Розвиток математичних знань.
- Vі. Розв’язування задач.
- Vіі. Розвиток математичних знань.
- Vііі. Підсумки уроку.
- Билет № 10
- 1.Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.
- 2.Методика словарной работы с детьми младшего школьного возраста на уроках украинского языка.
- 3.Составьте план - конспект экскурсии с учениками начальной школы на выставку. Билет № 11
- 1.Гуманно - личностная технология ш.А. Амонашвили.
- 2.Охарактеризуйте особенности использования дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе.
- 3.Составьте основную часть урока гимнастики (класс на выбор).
- Билет № 12
- 1.Обязанности работодателя в сфере охраны труда.
- 2.Урок физической культуры - основная форма организации детей в процессе физического воспитания.
- 3.Выполните анализ составных задач трех видов, которые рассматриваются в третьем классе начальной школы.
- Билет № 13
- 1.Коллектив как условие и средство развития детской группы.
- 1.1. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.
- 1.2. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес а.С.Макаренко.
- 1.3. Существенные признаки коллектива и его функции.
- 1.4. Этапы и уровни развития детского коллектива.
- 1.6. Организация коллективной деятельности
- 2.Раскройте особенности проведения исследований и экспериментов на уроках естествознания в начальной школе.
- «Однорідні члени речення»
- 1.Організаційний момент.
- 2.Повідомлення теми, мети уроку.
- 3.Актуалізація знань, вмінь, навичок.
- 4. Повідомлення нових знань, вмінь, навичок.
- 5.Закріплення знань, вмінь, навичок.
- 2.Формирование физических качеств младших школьников в процессе выполнения физических упражнений.
- 3.Спланируйте упражнения по формированию графического навыка и исправления недочётов письма учащихся 1 класса (русский язык, основной период обучения грамоте, тема по выбору).
- Билет № 15
- 1.Технология проблемного обучения.
- 2.Охарактеризуйте современный урок математики в начальных классах и требования к нему.
- Билет № 16
- 1.Причины производственного травматизма.
- 2.Типы уроков классного чтения.
- Уроки ознайомлення з новим твором
- 3.Составьте план инструкции для проведения исследовательской работы в начальной школе (класс, тема по выбору студента).
- Билет № 17
- 1.Понятие, классификация и общая характеристика основных форм обучения различных образовательных уровней, которые реализуются в отечественной школе.
- 2.Раскройте систему работы по формированию словообразовательных понятий у младших школьников.
- 3.Составьте математический диктант с целью проверки знаний учащихся по теме «Нумерация чисел второго десятка» на основах дифференцированного подхода.
- Билет № 18
- 1.Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2.Раскройте систему работы по формированию полноценного навыка чтения у школьников на уроках русского языка и чтения в начальных классах.
- 3.Составьте конспект урока по теме «Петриковская роспись».
- Билет № 19
- 1.Технология с.М. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
- 2.Методика изучения типов предложений по цели высказывания и интонации, главных и второстепенных членов предложения.
- 3.Подберите физические упражнения, направленные на развитие ловкости для младших школьников, исходя из определения ловкости как физического качества.
- Билет № 20
- 1.Меры предупреждения производственного травматизма.
- 2.Раскройте особенности организации домашней работы по математике: ее цели, содержание, методика проведения.
- 3.Обоснуйте систему работы над словом на уроках украинского языка и литературного чтения.
- Билет № 21
- 1 Система образования в Украине, ее структура и основные тенденции развития.
- 2.Охарактеризуйте методику организации и проведения наблюдения на уроках курса «я и Украина» в начальной школе.
- 2. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия после наблюдения над словосочетаниями:
- 4. Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.
- Обобщение и систематизация знаний. Исправление ошибок.
- Итог урока. Беседа.
- Билет № 22
- 1.Понятие о способностях: проблема биологического и социального в структуре способностей, виды и уровни способностей.
- 2.Методы и приемы организации детей на уроках физической культуры, обеспечивающие моторную и общую плотность урока.
- 3.Спланируйте упражнения по формированию речевых умений в работе над связным текстом. Подберите дидактический материал (русский язык, класс по выбору). Билет № 23
- 1.Личностно - ориентированное развивающее обучение (и.С. Якиманская).
- 2.Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей учащихся начальной школы.
- 3.Составьте памятку «Подготовка учителя к уроку математики».
- Билет № 24
- 1.Понятие особенностей воспитательного взаимодействия в условиях воспитательной системы.
- 2.Обучение младших школьников передачи объема и пространства в реалистическом рисовании на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
- 3.Составьте и обоснуйте логическую схему формирования естественных и социальных понятий, таких как: общество, человек, животное, растения, неживая природа.
- Билет № 25
- 1.Понятие и структура характера: представление о характере в отечественной и зарубежной психологии, понятие об акцентуации характера.
- 2.Методика проведения наблюдений и опытов на уроках труда в начальной школе.
- 3.Спланируйте урок по изучению сказки (класс, произведение на выбор).
- Билет № 26
- 1.Понятие, классификация и общий смысл традиционных методов обучения.
- 2.Средства физического воспитания учащихся начальных классов.
- 3.Разработайте пример дифференцированной работы на уроке математики над составными сюжетными задачами.
- Билет № 27
- 1.Темперамент в структуре индивидуальности человека.
- 2.Раскройте структуру творческих проектов естественно - социального содержания на уроках курса «я и Украина» в начальной школе.
- 3.Составьте конспект урока по теме «Портретный жанр в живописи».
- V. Практическая работа.
- VI . Завершение урока
- Билет № 28
- 1.Основные направления работы классного руководителя.
- 2.Раскройте особенности методической работы учителя начальных классов по изучению натуральных чисел на уроках математики.
- 3.Составьте комплекс ору, которые используются на уроках с элементами легкой атлетики.
- Билет № 29
- 1.Основные проблемы психологии мотивации.
- 2.Виды переводов и методика работы над ними.
- 3.Составьте план индивидуальной и массовой работы по экологическому воспитанию в начальной школе.
- Билет № 30
- 1.Педагогический процесс как целостная система и основная категория педагогики.
- 2.Охарактеризуйте современный процесс обучения первоклассников русской грамоте.
- 3.Составьте несколько тестовых заданий для учащихся начальной школы по изобразительному искусству. Билет №12
- 1.Обязанности работодателя в сфере охраны труда.
- 2.Урок физической культуры - основная форма организации детей в процессе физического воспитания.
- 3.Выполните анализ составных задач трех видов, которые рассматриваются в третьем классе начальной школы.
- Билет № 16
- 1.Причины производственного травматизма.
- 2.Типы уроков классного чтения.
- Уроки ознайомлення з новим твором
- 3.Составьте план инструкции для проведения исследовательской работы в начальной школе (класс, тема по выбору студента).
- Билет № 7
- 1.Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- 2.Охарактеризуйте особенности методической работы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
- Содержание словарной работы над языком «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» а.С. Пушкина