logo search
уч

2.4. Международные и отечественные правовые документы

С конца XX в. мировое сообщество располагает законодательной базой, регламентирующей права инвалидов, предоставляет людям с ограниченными возможностями те же права, что и всем другим людям.

В современном обществе права личности, и, прежде всего, права ребенка, который нуждается в преимущественной социальной защите и поддержке, закреплены в ряде документов. Один из важ­нейших — «Конвенция о правах ребенка», принятая Генеральной ассамблеей ООН (1987). Здесь сформулированы тре­бования к обществу, направленные на обеспечение гарантии прав детей на выживание, развитие, защиту.

Другим важнейшим международным документом является «Дек­ларация о правах инвалидов», принятая Генеральной ассамблеей ООН (1971), провозглашающая равенство всех людей, в том чис­ле и лиц с ограниченными возможностями, в контексте общих прав человека.

В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяются несколько категорий детей, находящихся в наиболее трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них особая группа — дети с отклонениями в развитии: умственной деятельности; речи; сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер. Безусловно, отклонения ограничивают индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудоспособности. В этой связи рабочая группа Комиссии по правам человека ООН, подготавливающая комплекс принципов и гарантий, защиты детей такой категории, пришла к выводу о необходимости использования наиболее адекватного, не противоречащего обозначениям, принятым в международных юридических текстах, термина «инвалиды».

Организация Объединенных Наций (1970—1990) приняла большой пакет законодательных инициатив, регламентирующих права лиц с психическими и физическими недостатками: «Всеобщая декларация прав человека» (1948); «Декларация о правах инвалидов» (1975); «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971); «Конвенция о правах ребенка» (1987—1989); «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1989); «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990). В этих законодательных инициативах, в соответствии с Уста­вом ООН и Всеобщей декларацией прав человека, разработаны стандартные правила обеспечения различными государствами, участниками ООН, равных возможностей людям, имеющим один из видов инвалидности, осуществить весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, а также пользоваться признанным за ними специфическим правом осуществлять их на равных условиях.

Мировая правовая база предъявляет к государствам — членам ООН требования по соблюдению провозглашенных законодатель­ных инициатив в отношении детей и считает необходимым, что­бы каждое из государств приняло национальное законодательство в логике названных международных актов.

Анализируя законодательную политику Российской Федерации, в 1991 г. ратифицировавшей «Конвенцию о правах ребенка», мож­но с уверенностью констатировать принятие определенных мер реализации на государственном уровне этого и ряда других меж­дународных документов.

Основой государственной образовательной политики в рамках правового пространства является развитие специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, выбора оптимальных средств помощи такому ребенку, а также раннее вмешательство и консультирование семьи с целью ранней диагностики и помощи в коррекции детей с выявленными отклонениями в развитии.

Российская Федерация, ратифицировавшая в 1991 г. «Конвенцию о правах ребенка», имеет ряд законов, регламентирующих права инвалидов в нашем государстве, гарантирующих право лиц с отклонениями в развитии на получение образования. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996) подчеркивается необходимость «создания для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество» (ст. 50, пункт 10). В Законе РФ «О социальной защите инвалидов» (1995) изложена «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества» (ст. 2). Детям-инвалидам гарантируются права на специальные образовательные и медицинские реабилитационные услуги: «образовательные учреждения совместно с органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами общего среднего образования, среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При реализации права инвалидов на образование государство гарантирует им необходимые для этого условия» (ст. 18).

Эти документы, по сути, изменили концепцию российского образования: на смену тоталитарной системе пришла система вариативная, впервые допускающая существование как государственных, так и негосударственных школ. В педагогическую систему России пришли не только новые термины, по существу изменилась вся система: традиционное образование и альтернативные (авторские) школы, школы общего назначения и гимназии, лицеи и пр. Вместе с тем в непростое перестроечное время удалось удержать приоритеты педагогического пространства Российской Федерации, сохраняя: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, средние специальные и высшие учебные заведения.

Конкретизация содержания вышеназванных законов нашла свое место в разработанных Минобразованием России (с участием заинтересованных министерств и ведомств) и утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном уч­реждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями и развитии (постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г. № 288); Типовом положении об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нужда­ющихся в длительном лечении (постановление Правительства Рос­сийской Федерации от 28.08.97 г. № 1117); Типовом положении об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в пси­холого-педагогической и медико-социальной помощи (постанов­ление Правительства Российской Федерации от 31.07.98 г. № 867) и других.