Технология организации и проведения группового дела
Мы подошли непосредственно к технологическим элементам организации и проведения группового дела.
Итак, средством взаимодействия с ребенком является предмет, в котором «аккумулируется культура». Предметом общения может стать любой хранитель культуры или предмет-символ. Выбирая предмет, педагог должен исходить не из его ценности, а из возможности введения предмета в систему ценностных отношений. Например, в качестве предмета можно взять фотографии экологической катастрофы. Педагогическая идея введения этих фотографий в контекст общения может быть такая: каждый ребенок получает свою роль – бабочки, листочка, зайца, и он должен рассказать о том, что переживает его персонаж, оказавшись в центре экологической катастрофы.
Предмет нужно ввести в контекст общения. Предъявление предмета не должно быть нейтральным и бездушным. Важно все: интонация, мимика, фраза, с которой начинается общение. Дети должны увидеть предмет по-человечески. Например, педагог держит в руках телефонную трубку и обращается к детям, сидящим в кругу, с такими словами: «Давайте сегодня попробуем быть немножко более открытыми, поучимся доверять друг другу, слушать и слышать друг друга. Поможет нам в этом телефонная трубка. Тот, у кого в руках окажется это замечательное средство человеческого общения, может задать вопрос, который для него на данный момент является сложным. Отвечать на этот вопрос будет рядом сидящий человек. Подключиться к разговору могут все желающие. Я очень вас прошу быть внимательными. Помните: только тогда человек захочет задать свой вопрос, когда он уверен, что его правильно поймут, не осудят, не станут высмеивать, и когда он будет уверен, что встретит такую же открытость и готовность доверять ему со стороны окружающих. Готовы вы к такому разговору?» В данном случае телефонная трубка выступает символом открытости и доверия.
Разговор, как правило, идет в кругу, с тем, чтобы видеть глаза друг друга. Количество участников общего разговора 10–15 человек. Такую форму общения сложно использовать, когда количество участников доходит до 30 человек. Увеличение круга разрушает психологическое напряжение, без которого групповое дело становится просто приятным времяпрепровождением.
Важно помнить, что аудитория не всегда готова к откровенному разговору, иногда нужно помочь участникам группового дела сохранить психологическую дистанцию. В групповом деле «Телефон доверия» это можно сделать так: раздать каждому роли сказочных героев, и тогда не Таня будет обращаться к Коле, а Красная Шапочка к Буратино. Вопрос все равно идет от личности, но ребенку так спокойнее, он психологически будет ощущать себя более закрытым.
Вводя предмет в ситуацию группового общения, педагог должен четко поставить групповую задачу:
Мы ответим на те вопросы, которые лежат в конверте.
Мы соберем в корзину наши проблемы.
Мы составим перечень законов, по которым нам хотелось бы жить.
Важно правильно выстроить свою педагогическую роль. Педагог должен понять, что групповое дело принципиально отличается от урока тем, что дети не отвечают педагогу, а делятся личностными смыслами. В силу этого педагог также делится своими личностными смыслами. Его мысли и чувства не важнее мысли любого ребенка. Он никого не оценивает. Но он педагог и создает общую доброжелательную обстановку, формулирует групповую задачу, помогает выйти из затруднительного положения.
Закончить групповое дело можно выражением благодарности. Можно заранее приготовить сюрприз. Обобщить то, о чем говорилось, и предложить каждому подумать над конкретным вопросом уже наедине. Можно предложить детям выразить свое отношение к разговору, используя цвета радуги. Главный результат группового дела – удовлетворенность общением.
Общая структура группового дела выглядит так.
Эмоциональный настрой на общение.
Введение предмета в ситуацию общения.
Постановка групповой задачи, обозначение игровых ролей.
Выполнение групповой задачи. Игровая кульминация.
Итог. Рефлексия.
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии