logo search
Общая педагогика-Симоненко

Алгоритм выбора технологии обучения

Выбор технологии обучения является одним из важнейших и наиболее трудных элементов педагогической деятельности. При этом следует исходить из того, что каждая из технологий обучения ориентирована на решение определенного круга дидактических задач, но не исключает косвенного решения и других задач, которые могут быть решены с помощью иных технологий обучения. Поэтому необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности каждой технологии обучения, знать ее сильные и слабые стороны и выбирать на этой основе их оптимальное сочетание применительно к каждой теме учебного предмета и к каждому конкретному занятию. В процессе обучения важно выбрать генеральные технологии, которые носят конкретный характер, и частные технологии, с помощью которых обучение осуществляется как целостный процесс. Первые определяют выбор вторых. Иерархия технологий выстраивается на длительное время, а реализуется в повседневной педагогической работе в виде частных технологий и методических приемов.

Необходимо также иметь в виду, что сама процедура выбора и механизм ее осуществления очень индивидуальны и вариативны. Одни педагоги при выборе технологии обучения прежде всего отправляются от цели, результатов обучения; другие – от содержания изучаемого материала и его возможностей; третьи – от анализа прогнозируемых учебных ситуаций, способов обучения, системы доказательств. При реализации замысла ряд преподавателей преимущественно опирается на опыт, аналогии, непосредственно житейско-эмпирическую интуицию. Иные соединяют опыт с анализом вариантов, используя некоторые педагогические положения (принципы, законы, подходы).

Однако все преподаватели, добивающиеся успеха в работе, при выборе технологии обучения учитывают следующие педагогические факторы:

Приведем примерные этапы принятия решения о выборе технологии обучения, примерный алгоритм выбора (по В.И. Загвязинскому)1: