logo search
Общая педагогика-Симоненко

Принципы профессионального обучения

Теоретические основы профессионального обучения составляют принципы: гуманизации и демократизации профессионально-политехнической направленности; соответствия требованиям современного производства; соединения обучения с производительным трудом, связи теории с практикой; профессиональной мобильности, модульности, сознательности, активности и мотивированности; доступности и наглядности; прочности овладения компонентами профессиональной компетентности; целеустремленности, систематичности и последовательности обучения.

Содержание этих принципов представлено в таблице.

Принципы

Их содержание

Гуманизация и демократизация обучения

Ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого, обращение к его субъективному опыту; развитие потребности в самоопределении, самореализации и саморазвитии; предоставление обучаемому права выбора форм обучения

Профессионально-политехническая направленность

Овладение системой знаний о научных основах, отраслях современного производства и конкретной группы профессии

Соответствие требованиям современного производства

Обучение на современном оборудовании, овладение современными технологиями, методами и способами профессиональной деятельности

Соединение обучения с производитель-ным трудом, связь теории с практикой

Участие обучающихся в производительном труде по избранной специальности, обучение в контексте будущей профессиональной деятельности, обеспечение единства теоретического и практического обучения

Профессиональная мобильность

Формирование ключевых компетенций (социальной, информационной, коммуникативной, когнитивной), постоянное обновление содержания профессионального обучения

Модульность

Выявление и расположение в определенной последовательности элементов профессионального обучения, составление блочно-модульных учебных программ, изучение учебного материала по блокам-модулям

Сознательность, активность и мотивированность

Сочетание традиционных и инновационных подходов, активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся как субъектов образовательного процесса, воспитание высоких мотивов учения, вооружение учащихся и студентов методами самостоятельной учебной работы

Доступность и наглядность

Учет интересов, способностей и возможностей обучающихся, состояние их здоровья и самочувствия; проведение занятий на уровне доступной трудности; широкое использование дидактических средств в обучении

Прочность овладения компонентами профессиональной компетентности

Опора на все виды памяти способы запоминания, обучение способам самообучения и самоконтроля знаний; использование метода повторения; проведение текущего и итогового контроля знаний

Целеустремленность, систематичность и последовательность

Проектирование процесса профессионального обучения в соответствии государственным стандартами (учебные планы, программы, график учебного процесса, расписание и т.д.); проведение мониторинга личностного и профессионального развития обучающихся и эффективности образовательного процесса

Являясь определяющими в организации и методике профессионального обучения, вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации его целей и задач, способствуют правильной постановке процесса профессионального обучения, развития педагогического и методического мастерства обучающегося. На их основе обеспечивается сознательное, творческое отношение учащихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придается творческий и продуктивный характер процессу обучения; создаются оптимальные условия для обучения.

На основании изложенного можно выделить специфические особенности процесса профессионального обучения: