Деловая игра
В деловой игре разыгрываются ситуации из сферы профессиональной деятельности. Следовательно, для проведения деловой игры необходим какой-то минимум профессиональных знаний и умений, в противном случае деловая игра ограничится творческой импровизацией. Творческие импровизации профессиональной направленности типа «Защита профессии» имеют широкую практику в школе, они создают условия для самовыражения, возбуждают интерес к определенному виду профессиональной деятельности, но профессиональных знаний, как правило, не добавляют. Смысл же деловой игры в научении. Более того, деловая игра позволяет интенсивно накапливать личный опыт, который нельзя заменить знаниями. Происходит это за счет создания ситуаций, близких к профессиональной деятельности, когда участники игры проявляют себя на личностном уровне. Игровая ситуация и роли задаются, но всегда остается некая «зона неопределенности», которая позволяет личности выбирать линию поведения, принимать самостоятельные решения. От поведения всех и каждого зависит общий рисунок игры, то, в каком направлении будет развиваться действие, как сложатся отношения партнеров по игре, будет ли найдено конструктивное решение. Подготовка и проведение деловой игры проходят ряд этапов.
1. Постановка задачи игры.
Организаторы игры должны четко представлять, чему они хотят научить, какие стороны профессиональной деятельности «высветить». Размытость цели снижает эффективность игры. Так, в деловой игре «Организационное родительское собрание» можно поставить разные цели:
научиться строить деловые отношения с родителями, сделать их союзниками учебно-воспитательного процесса;
совместно с родителями спланировать воспитательную работу на учебный год;
провести выборы родительского комитета.
2. Выбор сюжета.
Цель определяет сюжет игры.
Сюжет всегда конкретен, предметен, ограничен во времени и пространстве: «Заседание ученического совета по вопросу...», «Деловые переговоры партнеров по выполнению проекта...». После четкого определения проблемы, которую предстоит решить в ходе игры, игра становится ориентированной на результат.
3. Инструктаж участников игры.
На этом этапе происходит общее знакомство с правилами игры, особенностью сюжета, который будет разыгрываться. В игре, как правило, используется характерная организационная форма: заседание совета, подготовка мероприятия и т. д. При необходимости дается дополнительная информация по процедуре проведения конкретной организационной формы. Участникам игры полезно также дать информацию по конкретной ситуации: цифры, факты, примеры. Все участники игры должны четко представлять игровую задачу.
4. Распределение ролей, индивидуальная подготовка к игре.
Распределение ролей может происходить по желанию или жребию, а также путем назначения организатором. Необходимо время, чтобы каждый мог освоиться с ролью. Можно ввести дополнительные инструкции по роли, например «легенда» участника игры, дополнительная, неизвестная остальным участникам игры информация, поведенческие установки.
5. Выполнение игровой задачи.
Запускается механизм игры. Для этого можно использовать какие-то атрибуты имитируемой деятельности (звуковые, видеоматериалы…). При необходимости в ходе игры могут вводиться дополнительные, усложняющие ситуацию элементы (незапланированный вопрос, срочная телеграмма, «болезнь» одного из участников и т. д.). По усмотрению организатора игра может быть остановлена, допускается повторение отдельного игрового момента.
6. Экспертная оценка.
Эксперты наблюдают за игрой. Экспертами должны быть люди осведомленные, способные дать компетентный анализ игры. Полезно определить основные критерии экспертной оценки. Критерии должны согласовываться с определенной заранее игровой задачей. Анализируется поведение каждого участника в отдельности.
7. Общий анализ.
Все участники игры свободно обмениваются мнениями (впечатлениями, ощущениями, мыслями по поводу, задают вопросы партнерам по игре). Оценивается успешность проведения игры с позиции участников.
Общая логическая схема сюжетно-ролевой игры выглядит так: игровая задача определяется организатором игры; роли распределяются в контексте сюжета; развитие сюжета зависит от того, как каждый участник выполняет игровые задачи в рамках своей роли; эксперты – внешние наблюдатели, они анализируют игру в целом и поведение каждого участника в отдельности.
- Теория и методика воспитания
- Оглавление
- Глава 7.
- Типы педагогических технологий
- § 2. Технологический подход в процессе воспитания
- Использование технологического подхода в воспитательном процессе
- Условия осуществления педагогической технологии
- Общая характеристика воспитательных технологий
- Воспитательная технология
- Воспитательный процесс и воспитательная технология
- Целеполагание в воспитательной технологии
- Моделирование воспитательной технологии
- 2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
- Понятие и система педагогического инструментария
- § 3. Технология коллективной творческой деятельности
- Ктд – не мероприятия, а забота
- Пять условий педагогического успеха
- Что она такое?
- Выход в жизнь
- Первые трудности и новые обретения
- Технология коллективной творческой деятельности
- Технология воспитательных дел
- Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
- Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
- Технология организации и проведения группового дела
- Педагогические требования к организации группового дела
- § 4. Технология создания ситуации успеха
- Успех – это радость
- По материалам книги:
- Моделирование ситуации успеха
- § 5. Технология игровой деятельности
- Игровые технологии воспитания
- О пределах вмешательства взрослых в игры детей
- Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
- Педагогические требования к организации игры
- Деловая игра
- Организационно-деятельностная игра (оди)
- Игра-путешествие
- Сюжетно-ролевая игра
- Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
- Условия эффективности игры как воспитательного средства
- Вопросы и задания по главе 7
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 8.
- § 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
- Выставки, праздники
- § 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
- § 4. Методика организации воспитательных мероприятий
- Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
- Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
- Методика организации и проведения коллективного творческого дела
- Коллективные творческие дела
- Формы групповой деятельности:
- § 5. Из опыта применения форм организации воспитания
- Картотека организационных форм воспитания
- Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
- Вопросы и задания по главе 8
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 9.
- § 2. Общие методы воспитания:
- Методы убеждения
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
- Понятие и сущность метода воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы организации жизни и деятельности учащихся
- Возвратно-оценочные методы воспитания
- Методика внушения
- Условия эффективности
- § 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
- Методы формирования социального опыта детей
- Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
- Методы самоопределения личности ребенка
- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
- § 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
- Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
- Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
- Третья группа: методы детской самодеятельности
- Четвертая группа:
- Обращение и самообращение к сознанию
- Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
- Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
- § 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
- § 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
- Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
- Методы и приемы товарищеского приучения
- Методы и приемы товарищеского убеждения
- § 8. Приемы воспитательного воздействия
- Понятие о приемах воспитания
- § 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
- Сущность педагогической техники
- Специфика психических состояний и процессов педагога
- Речь и коммуникативное поведение педагога
- Педагогическая техника и мастерство учителя
- § 10. Оптимальный выбор методов воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Применение и сочетание методов воспитания
- Вопросы и задания по главе 9
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Глава 10.
- Функции общения
- Виды общения
- Структура общения
- Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
- Понятийно-терминологический комментарий
- Функции общения
- § 2. Педагогическое общение
- § 3. Школьник как субъект воспитания
- Школьник как субъект общения
- § 4. Технологии педагогического общения
- § 5. Педагог и общение школьников
- § 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
- Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
- Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
- Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
- Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
- Стили поведения в ситуациях разногласия
- Стиль конкуренции (соперничества)
- Стиль уклонения (ухода)
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
- Основы психологической коррекции межличностных отношений
- Где «жало» конфликта?
- Прямые методы устранения конфликта
- Косвенные методы нейтрализации конфликта
- Вопросы и задания по главе 10
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- § 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
- Положение о деятельности классного руководителя моу сош №...
- 1. Общие положения
- 2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
- 3. Функции классного руководителя
- 2. Коммуникативные:
- 6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
- 7. Формы документации классного руководителя
- 8. Полномочия классного руководителя
- 9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
- Кодекс классного руководителя
- Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
- Советы, рекомендации, предостережения
- Классному руководителю
- § 3. Технологические основы работы классного руководителя
- Классный руководитель в воспитательной системе школы
- Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
- § 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
- Работа классного руководителя по изучению учащихся
- § 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
- Коллектив как объект и субъект воспитания
- Циклы развития отношений в коллективе
- Работа педагога с группой
- § 6. Технология работы классного руководителя с родителями
- Психолого-педагогические основы семейного воспитания
- Основные стили семейного воспитания
- Взаимодействие семьи, школы и социума
- Методические правила взаимодействия школы и семьи
- Правила общения с родителями
- Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
- Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
- Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
- Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
- Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
- § 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
- Технологии контроля воспитательного процесса
- § 8. Технология планирования работы классного руководителя
- Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
- Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
- Программа воспитания
- § 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
- Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
- Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
- Вопросы и задания по главе 11
- Библиографический список
- Электронные ресурсы
- Теория и методика воспитания
- Часть II. Воспитательные технологии