logo search
для ГАК / смирнов тмв / Ч2

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра – форма организации деятельности, которая моделирует и воссоздает в условных ситуациях какой-либо аспект социальной жизни. В этих играх идет процесс социализации личности. Усваиваются нормы и правила жизни в обществе. Всем знакомы игры, ставшие неотъемлемым атрибутом детства: «дочки-матери», «больница», «школа», «магазин», «война». В эти игры играют, как правило, дети дошкольного возраста. В какой-то степени они увлекают детей еще и в младшем школьном возрасте.

Подросткам уже нужны новые игры. В последнее время развивается новая культура большой ролевой игры. Внешне это выглядит так: большая группа подростков и молодых людей на протяжении нескольких дней в лесу, на берегу озера создают свой виртуальный мир; одеты они необычно, так, как требует этот мир, говорят на непонятном языке, сражаются деревянным оружием, строят странные сооружения.

Большие ролевые игры подростков принципиально отличают от сюжетно-ролевых игр детей младшего возраста.

Прежде всего они имеют более сложный сюжет. Как правило, сюжет игры строится на основе литературных источников, фантастической, исторической, батальной литературы. Эти книги помогают очертить историческую канву, найти сюжет, обозначить роли участников. Название игры обычно отражает колорит эпохи, например «Крещение Руси».

В процессе ролевой игры происходит моделирование мира. Подростки в своих ролевых играх уходят от простого копирования мира, который они наблюдают, они создают свой мир, сочиняют свой язык, философию. Происходит погружение, перемещение в этот мир. Игра очень похожа на жизнь, все события переживаются реально.

Организатор, или «мастер», задает сюжет, правила игры и проводит вводные занятия. Участники по согласованию с мастером создают легенду своей роли и реализуют ее в созданном ими мире.

Сюжетная игра требует серьезной подготовки как организатора игры (мастера), так и участников. На мастере лежит ответственность в выборе сюжета игры. Нужно не только выбрать книгу, историческое событие, но и сделать это событие игровым. Успех игры зависит от многих составляющих.

  1. Сюжет должен иметь развитие. Интрига заключается в том, что конец сюжета не задается мастером, а зависит от самого процесса игры. Например, игра «Крещение Руси» не обязательно заканчивается принятием христианства. Русь может остаться и языческой или окреститься в какую-то новую веру.

  2. Каждый участник должен иметь роль, которую он получает от мастера или выбирает сам. Свою роль каждый осваивает на личностном уровне, проявляя творческую индивидуальность: готовит легенду, делает костюмы.

  3. Несмотря на то что игровая роль имеет большую степень свободы, она не должны выбиваться из общего сюжета игры. Поэтому легенда предварительно защищается перед мастером. Часто в такого рода играх используется имитационное оружие, но оно может применяться только в том случае, если мастер допустил его к игре.

  4. Участники игры знакомятся с эпохой, вживаются в сюжет. Как правило, проводятся предварительные встречи участников игры, вводные занятия. На вводных занятиях могут разыгрываться игровые миниатюры, что помогает лучше представить ситуацию, уточнить правила. Если этого требует сюжет, участники должны выучить язык, на котором будут общаться во время игры.

  5. Вхождение в игру идет постепенно. С учетом требований сюжета оборудуется место проживания: звериные норы, хижины из прутьев, окопы, древние города. Это необходимо, чтобы погрузиться в игровую эпоху. Старт игре дает мастер. Это может выглядеть так: ночью всех проводят через «ворота» в новый мир. Должно быть определено время начала и окончания игры.

  6. Игра предполагает занятие имитационной деятельностью. Имитируется охота на зверей, отправление религиозных культов, проведение судов и свадеб.

  7. Участники игры должны принять и честно выполнять правила игры. За этим следит мастер, он ведет игру и может остановить ее в случае необходимости. Могут уточняться правила; участник игры может остановить игру, если произошла конфликтная ситуация.

  8. Можно предупреждать негативное последействие игры. В процессе игры могут возникнуть конфликты, обостриться личностные проблемы, возможно присвоение отрицательной игровой роли на личностном уровне. Опасна игромания, когда виртуальный мир становится более привлекательным, чем реальный.

9. Важно грамотно вывести участников из игры. Если участник не вышел из роли или в какой-то степени не реализовались его ожидания в ходе игры, у него могут проявиться болезненные психические расстройства в виде апатии, агрессии. Нельзя оставлять игроков один на один с полученными в процессе игры переживаниями.

Итак, мастер задает сюжет, правила игры и проводит вводные занятия. Выбор и легенда роли согласуются с участниками. Игра предполагает погружение в особый, созданный самими участниками, виртуальный мир.

Большая ролевая игра – новое явление в молодежной субкультуре. Она способствует самореализации личности, помогает эмоционально разрядиться, более глубоко узнать себя14.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

СЕЛИВАНОВ В. С.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ:

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ