logo search
методика-гос

61. Понятийный аппарат педагогики: обучение и воспитание, развитие и образование.

Понятийный аппарат педагогики: развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на  определенный класс близких по сущности явлений,  а с другой - создают предмет данной науки.

Они, с одной стороны, обозначают весь комплекс явлений, который изучается педагогикой, а с другой - выражают сущность этих явлений.

Категория - суждение, определение. К ним относятся наиболее общие понятия, отражающие сущность науки.

Основные педагогические категории - воспитание, самовоспитание, образование, обучение, самообучение, самообразование, работник, рабочий, профессия, специальность, профквалификация и профмастерство.

Развитие личности обеспечивается через воспитание.

Воспитание - вся система средств и процессов, приведенных в действие людьми,  обеспечивающими и направляющими развитие растущего человека. Воспитание  только  тогда  является воспитанием в пед. смысле, когда оно обеспечивает развитие человека.

Воспитание в широком пед.смысле - это воспитание в системе воспитательных учреждений. Воспитание в широком соц. смысле – это воздействие всего общественного строя. В узком смысле воспитание – это работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов, убеждений учащегося. Воспитательные отношения  -  разновидность  отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

Самовоспитание - самоуправление собственным развитием. Осознанная и целеустремленная работа человека над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения.

Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных ЗУН, формирование на их основе качеств личности и ее творческих сил и способностей. Система передачи и приема опыта направленная на развитие че-ка и общ-ва.

Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений напр. на собств. развитие. 

Обучение - процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося. Самообучение - процесс непосредственного получения Ч-ком опыта посредством собств. стремлений и самим выбранных средств

Основные категории педагогики: - как любая из наук использует категории, исследуемые также и другими науками. Одним из основных понятий педагогики является развитие. Это понятие характеризует объект и предмет исследования педагогики. Оно позволяет осмыслить роль и место педагогики в системе других наук о человеке.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного качественного и количественного изменения происходящего внутри человека в единстве его духовных и физических сил.

Направление развития:

1. физическое (изменение массы, роста…)

2. физиологическое (изменение функций организма)

3. психологическое (изменение особенностей отражения окружающего мира, изменение памяти, ощущений)

4. социальное (характеризуется становлением человека в обществе)

5. духовное (осмысление человеком своей роли в обществе; с формированием мотивов деятельности новых ценностей жизни) Духовное развитие – мера осознания человеком своих возможностей. Все эти науки (анатомия, физиология, психология, социология, этика) определяют механизмы и нормы развития.

Педагогика определяет условия, пути и способы развития человека как существа биологического и социальное. Таким образом, педагогика объединяет эти науки и дополняет их в единое знание о человеке (в человекознание).

62. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности

По значению эта тема должна занимать первое место в педагогике, так как физическое воспитание является основой для развития личности вообще. Но в чем же заключается его значение во всестороннем формировании учащихся?  Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Вот почему многие ученые (Л.Н. Толстой, И.П. Павлов и др.) стремились сочетать умственные занятия с физическими упражнениями, а некоторые активно занимались и занимаются спортом.  Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться.  Наконец, правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.  В чем же состоит сущность физического воспитания? Для осмысления этого понятия попытаемся сравнить его с другим, близким по значению термином – физическое развитие. Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил челочка и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на учащихся. Наряду с осуществлением физического развития оно призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умея венному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся направленной на укрепление потребности в занятиях физической культу. рой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.  Уяснение сущности физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание.  С этой точки зрения важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом, и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью со-вершенствования своих физических сил и общей работоспособности, а также укрепления воли.  Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии, на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор учащихся, повышают их общую культуру. Вместе с тем большое значение имеют знания о психофизиологических механизмах воздействия физкультуры и спорта на формирование личности, укрепление ее здоровья и развитие физических задатков и способностей.  Видное место в физическом воспитании занимает формирование у школьников санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью. Сюда включается поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиенических правил в школе.  Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.  Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у учащихся физических способностей и стремления, к занятиям различными видами физкультуры и спорта.  Все эти содержательные компоненты физического воспитания находят свою конкретизацию в санитарно-гигиеническом режиме школы, в программах учебных занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы с учащимися во внеурочное время. Содержание и вся работа по физическому воспитанию в школе должна направляться в конечном итоге на «гармоничное развитие форм и функций организма человека.., всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия... людей.., воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности.., содействие развитию интеллекта».