logo search
Общая педагогика-Симоненко

§ 2. Система управления профессиональными учебными заведениями м немосхема Управление учебными заведениями как целостная система

Педагогическая система является самостоятельной развивающимся и объектом, состоящим из ряда компонентов. Управление педагогической системой сохраняет ее целостность, но в то же время позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в определенное время (период подготовки высококвалифицированного рабочего или специалиста).

Взаимодействие государственных органов с заказчиками кадров призвано стимулировать гибкость и рационализацию управления образовательной системой, распределять между ними ответственность за процесс и качество профессиональной подготовки, но при этом сохраняется единое образовательное пространство в государстве.

Каждый из субъектов управления – государство, регионы, работодатели, общественные организации – реализуют свой интерес в осуществлении профессионального образования. С этим связан характер их функций в управлении образованием, доля его финансирования, степень влияния на содержание образования и объем полномочий. На основании чего вытекает вывод о признании необходимости участия государства и его органов в управлении образованием. Это обусловлено тем, что образовательная система выполняет часть социальных функций государства в интересах общества и каждого его члена.

В условиях происходящей децентрализации государство продолжает участвовать в управлении образованием, но его функции существенно изменяются и приобретают, в основном, координирующий характер. К ним относятся такие функции, как:

Федеральная система образования представляет собой организационную структуру со сложным управлением. Она работает как сетевая система, составные (региональные) части которой функционируют в режиме общегосударственной политики, установленных целей. Низовые звенья самостоятельно решают возникающие вопросы, учитывая традиции и специфику региона как относительно замкнутого пространства с характерными особенностями в сферах экономики, демографии, социальных отношений.

В управлении профессиональным образованием федерации, в лице Министерства образования, переданы следующие функции:

При распределении полномочий в управленческой деятельности функции региональных органов сводятся к следующим:

На уровне учреждения профессионального образования деятельность управленческих органов расширяется:

В настоящее время образовательные учреждения различных типов и видов имеют право самостоятельного решения вопросов, связанных с формирование контингента обучающихся, выбором форм и методов обучения, разработки и самостоятельного утверждения рабочей учебно-программной документации, подбором и расстановкой педагогических кадров. Но в целях сохранения единого образовательного пространства федеральные органы управления осуществляют лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений.

Наиболее полно потребностям динамичной экономики отвечает сочетание разнообразных конкурирующих государственных и частных организаций, представляющих услуги технического и профессионального образования, при наличии национальной системы контроля качества.