logo search
уч

3.1. Предмет, задачи и методы олигофренопсихологии

Олигофренопсихология — отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и особенно­сти психической деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Олигофренопсихология связана с такими областями психо­логии, как детская, возрастная и педагогическая психология, пси­хофизиология, нейропсихология и др. Она соприкасается с рядом разде­лов общей психологии.

В задачи олигофренопсихологии входит:

- изучение закономер­ностей и особенностей психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями в раз­ных условиях, и, прежде всего, в условиях специального обуче­ния;

- создание методов и средств психологической диагностики интеллектуальных нарушений;

- разработка средств психологической кор­рекции недостатков развития;

- психологическое обоснование со­держания и методов обучения и воспитания в системе специаль­ных образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью;

- психологическая оценка эф­фективности содержания и методов обучения детей с интеллектуальными нарушениями в разных условиях;

- психологическое изучение соци­альной адаптации лиц с интеллектуальной недостаточностью;

- психологическая коррек­ция дезадаптации лиц с нарушениями интеллектуальной деятельности.

Дошкольная олигофренопсихология занимается изучением закономерностей психического развития и особенно­стей психической деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

В настоящее время наиболее актуальными задачами являются раз­работка диагностических методик и психологического сопровождения коррекционного образовательного процесса, поскольку эти области остаются слабо освещенными.

В олигофренопсихологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются индивидуальный и груп­повой лабораторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности, анкетирование, беседа, изучение анамнестических сведений, обучающий эксперимент и т.д.

Каждая из методик применяется в определенных целях и с уче­том особенностей объекта изучения.

Особое значение при изучении детей с умственной отсталостью приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих де­тей применение экспериментальных методик в раннем и дош­кольном возрасте часто не дает значимых результатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческих прояв­лений может дать очень многое.

Большое значение в олигофренопсихологии имеет метод анкетирования родите­лей, воспитателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребенка в раннем возрасте.

Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, дан­ные, полученные при изучении какой-то определенной группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопостав­ляться с результатами выполнения точно таких же заданий груп­пой нормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях для сравнения всегда организуются контрольные группы.