logo search
экзамен педагогика

32. Понятие о воспитательных системах.

Воспитательная система образовательного учреждения – это сложное, саморегулируемое и самоуправляемое социо-псхолого-педагогическое образование. Это достаточно широкое понятие, вбирающее в себя организацию обучения, собственно систему воспитательной работы и взаимодействие со средой.

Воспитательная система имеет сложную структуру, в которой выделяют следующие компоненты:

1) цели, выраженные в исходной концепции (т. е. совокупность идей, для реализации которых она создается);

2) деятельность, обеспечивающая реализацию данной концепции;

3) субъекты деятельности (ее организаторы и участники);

4) отношения, рождающиеся в деятельности и общении и интегрирующие субъектов в некую общность;

5) среда системы, освоенная входящими в нее субъектами;

6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и способствующее развитию этой системы.

Воспитательная система – это динамическое явление, в своем развитии она проходит следующие этапы.

Первый этап – этап становления (он может совпадать и не совпадать с возникновением образовательного учреждения). На этом этапе выявляются цели системы, вырабатываются главные ориентиры, проектируются коллективные ценности. Главная цель этапа - формирование коллектива педагогов-единомышленников.

Второй этап – отработка системы; происходит утверждение системообразующей деятельности, отрабатывается наиболее эффективная технология. Главная цель – развитие школьного коллектива, органов самоуправления, рождение коллективных традиций.

Третий этап – окончательное оформление системы. На данном этапе формируется содружество детей и взрослых. В центр внимания ставится личность ребенка, складывается демократический стиль руководства; главной целью является сотрудничество детей и взрослых.

Четвертый этап – этап обновления, перестройки системы. Данный этап может закончиться распадом систем или ее полным обновлением.