logo search
экзамен педагогика

33.Воспитание личности в коллективе.

Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива- целью воспитательной работы. Средством и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.

Коллектив – организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностями, ориентациями, совместной деятельностью и общением.

Этапы развития коллектива (Макаренко):

1.Первая стадия-становление коллектива. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основ общей цели , общей деятельности.

2.На второй стадии усиливается влияние актива. Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Развитие коллетива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований.

3. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.

4. Четвертая и последующие стадии. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его поторебностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный. Он глубоко индивидуален. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера. Поэтому они по-разному входятв систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей.

Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития.

Модели отношений между личностью и коллективом.

1.Личность подчиняется коллективу.

2. Гармонизация отношений.

2. Личность подчиняет коллектив .