logo search
Общая педагогика-Симоненко

Содержание плана работы профессионального учебного заведения

Введение годового плана содержит констатирующую и постановляющие части. Констатирующая часть содержит краткий анализ состояния дел в учреждении за истекший период по следующим направлениям: выпуск и прием учащихся; изменения в кадрах; результаты общеобразовательной и профессиональной подготовки (достижения и недостатки); состояние педагогической деятельности коллектива, учебно-материальной базы, руководящей деятельности администрации, т.е. педагогических условий, определивших достижения и недостатки в подготовке учащихся. На основании такого анализа формируются поочередные задачи и записываются в постановляющую часть введения. Целевая ориентация придает работе инженерно-педагогического коллектива исследовательский характер, что в условиях перехода в режим развития профессионального образовательного учреждения особенно важно. В практике планирования работы учреждений часто имеют место недостатки – задачи сформулированы либо как организационно-педагогические и методические проблемы без ориентации на конечный результат, т.е. отсутствующий аспект, либо содержат лишь целевую ориентацию без указания конкретных педагогических путей ее решения: например, реализация межпредметных связей и профессиональной направленности в процессе изучения образовательных дисциплин; оборудование кабинета спецтехнологии; повышение качества знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла. Правильно сформулированная задача может звучать так: повышение качества знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла путем реализации межпредметных связей и профессиональной направленности. Как правило, перед коллективом в течение учебного года стоит не одна задача, а несколько, и связаны они с повышением качества теоретического и производственного обучения, уровнем воспитанности обучающихся. Задачи работы коллектива на год, в зависимости от их сложности, решаются через систему мероприятий, которые ложатся в основу содержания плана. Его ведущие разделы следующие:

Каждый из разделов имеет подраздел. Например, раздел «Производственное обучение» содержит подразделы: «Результаты обучения», «Качество учебного процесса», «Учебно-материальная база», «Охрана труда и техника безопасности», «Экзамены».

При анализе основной части плана особое внимание уделяется реализации принципов оптимальности, разумной достаточности мероприятий, комплексности всестороннего обеспечения решения задачи и коллективности. Так решая задачу «Формирование учебных мотивов учащихся путем ликвидации пробелов в их знаниях», необходимо рассматривать ее как достаточно узкую задачу, реализуемую через разделы «Теоретическое обучение», «Методическая работа» и «Контроль».

Одним из наиболее серьезных в деятельности профессионального образовательного учреждения является раздел годового плана «Методическая работа». Решение любой задачи годового плана не обходится без ее методического обеспечения. Методическая работа, будучи разделом годового плана, является самостоятельным отчетным документом, отражающим две основные формы работы: коллективную и индивидуальную.

Коллективная форма работы включает: педагогические чтения, конференции, школы передового опыта и другие. Коллективная методическая работа осуществляется через методические комиссии, которые рассматривают итоги успеваемости обучаемых; работу преподавателей и мастеров производственного обучения, входящих в состав комиссии. Основные направления работы методических комиссий следующие:

Каждый из разделов имеет свои подразделы. Раздел "Организационно-педагогические вопросы" может иметь такие подразделы:

В деятельности методической комиссии планируется и осуществляется индивидуальная работа преподавателя по выбранной теме, которая должна соответствовать общей проблеме учреждения.