logo search
Общая педагогика-Симоненко

Сплочение педагогического коллектива

Сплоченность педагогического коллектива – одно из главных условий продуктивности учебно-воспитательного процесса. Под сплоченностью следует понимать внутреннее психологическое единство группы, ее привлекательность для всех членов. Объединяет людей тот коллектив, который помогает им удовлетворить разнообразные потребности, интересы и влечения, представляет для них определенную ценность. Такой коллектив привлекает своих членов, привязывает их к себе.

Сплоченность имеет сложную структуру. В зависимости от того, где локализованы привлекательные, объединяющие ценности, можно выделить два ее главных компонента – функциональную и межличностную сплоченность.

Стремление педагога работать в данном учебном заведении или уйти из него существенно зависит от функциональных факторов. Если преподавателю нравится работа, если он разделяет цели и задачи общей деятельности, находит радость в общении с педагогами, учащимися, то это вызывает положительное отношение его к учебному заведению. Существенно влияют и условия труда: заработная плата, учебно-материальная база, санитарно-гигиенические условия, разумная организация труда, отсутствие формализма, режим работы, отпуск, перспективы профессионального и должностного роста.

Межличностная сплоченность базируется на коммуникативных ценностях, заключенных в окружающих людях, в их взаимодействии и общении. Межличностный характер отношений ярко выражен в психологической ткани функциональной сплоченности. Во всех типах профессиональных образовательных учреждений для педагогов наиболее важны две ценности – любовь и уважение обучающихся и добрые взаимоотношения с коллегами; затем хорошие отношения с администрацией, возможность реализовать себя в педагогической деятельности и др.

Чтобы сплотить коллектив, необходимо знать те внутренние механизмы, которые обеспечивают единение людей, их взаимное тяготение. Общая деятельность объединяет людей при условии, если между ними есть психологическая совместимость, если они способны удовлетворить различные потребности, интересы и ожидания партнеров, проявляющиеся в совместной деятельности. Эти потребности могут быть обращены к самым различным проявлениям взаимодействующих субъектов: к их целям и ценностям, профессиональным умениям, распределению функций и различных благ, доброжелательности и тактичности, честности и порядочности.

Для создания благоприятного климата в педагогическом коллективе учитываются следующие условия:

На жизнедеятельность коллектива влияет не только руководитель образовательного учреждения, но и его заместители, весь управленческий персонал, а также рядовые члены педагогического коллектива. Задача администрации состоит в том, чтобы исключить хаос в этих воздействиях, организовать и направить их в полезное русло, отвечающее целям и задачам управления.

Администрирование, руководство и мастерство в коллективе – это разные формы организации совместной деятельности людей, а администратор, руководитель и лидер – это три разных вида организатора. Главное отличие между ними заключается в источниках влияния: если администратор влияет на людей с помощью официальной власти, лидер – опираясь на структуру личных отношений, то руководитель оказывает воздействие на других путем использования системы официальных и личных зависимостей. Оптимальной является такая ситуация, когда руководитель выступает не только в качестве администратора, но и лидера1.