logo search
Общая педагогика-Симоненко

§ 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие м немосхема Понятие о коллективе

Педагогический коллектив – важнейший фактор успешности учебно-воспитательного процесса. Результативность образовательного процесса определяется профессиональной культурой и талантом педагога, его стремлением добиться высоких результатов в работе. Эти качества в полной мере раскрываются в дружном сплоченном творческом коллективе. Педагогический коллектив выполняет две главные функции: учебно-воспитательную и социальную.

Учебно-воспитательная функция выражает потребность общества, а социальная – личные интересы самих работников, при этом коллектив удовлетворяет различные потребности педагога – в труде, в определенном материальном вознаграждении, в общественном признании, в общении и дружбе, в социальной защите. Для успешной реализации этих функций необходимы организованность и сплоченность. Педагогический коллектив – это организованная и сплоченная группа на основе образовательной деятельности и развития обучающихся и общества.

Социально-психологическая структура коллектива складывается из психологических «нитей», связывающих его членов, из симпатий и антипатий, взаимного уважения и пренебрежения, доверия-недоверия, а также других эмоционально-оценочных отношений. Организованность характеризует деловую структуру коллектива с точки зрения того, насколько она способствует четкому взаимодействию людей в процессе совместной деятельности. А сплоченность – это свойство социально-психологической структуры. Она характеризует степень психологического единства членов коллектива. Организованность складывается из внешнего поведения работников их действий и поступков, тогда как сплоченность – из внутренних отношений1.