2.Раскройте систему работы по формированию словообразовательных понятий у младших школьников.
Сознательное владение языком базируется на усвоении комплекса теоретических знаний, и в частности знаний из области грамматики и словообразования. В начальных классах начинается работа над формированием словообразовательных понятий: “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, “однокоренные слова” и др.
Усвоение грамматических понятий — процесс длительный и довольно сложный для младших школьников. Организуя работу над понятиями, следует исходить из лингвистической сущности изучаемого понятия, психолого-дидактических особенностей процесса усвоения знаний младшими школьниками, взаимообусловленности речевого и умственного развития учащихся, роли грамматических знаний в речевой практике.
В грамматических понятиях обобщены существенные признаки языковых явлений. Следовательно, процесс работы над усвоением понятия прежде всего должен включать анализ определенного языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия. Существенные признаки — это признаки отличительные, без которых того или иного понятия как такового, быть не может (они составляют его суть). Приступая к работе над понятием, необходимо четко определить для себя его существенные признаки, с учетом программных требований уточнить, с какими признаками (существенными или несущественными) следует познакомить учащихся данного класса, какой лучше использовать лексический материал, методические приемы и средства.
Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа.
1 Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.
2. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.
3. Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.
4. Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными (установление межпонятийных связей).
Показателями усвоения грамматического понятия являются умения:
— отличить данную категорию от сходной;
— подвести под общее правило отдельные частные случаи (привести примеры);
— пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих работах.
Организуя работу по формированию грамматического понятия, учитель должен помнить о методических условиях, обеспечивающих эффективное усвоение данного понятия, таких, как:
1) активная умственная деятельность учащихся;
2) целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению;
3) осознание существенных и несущественных признаков понятия;
4) включение нового понятия в систему ранее изученных;
5) раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе и изучения новой категории;
6) наглядное изучение понятия.
Тема «Морфемный состав слова» имеет четкое построение (в учебниках и в традиции), четкую структуру: от понятия «родственные слова» - к понятию «корень слова» - к «приставке» и «суффиксу» - к понятию «основа слова» (оно дается не всегда; были долгие споры в 60-е годы) - к «окончанию». В некоторых учебниках тема «Суффикс» дается после «Корня», до «Приставки». Тема «Морфемный состав слова» подготавливается наблюдениями над родственными словами: близостью их значений, наличием общей части - корня (исторические чередования в корне вводятся на продвинутых этапах обучения). Такой порядок изучения морфемики обеспечивает семантический подход к составу слова.
Тема «Корень слова» открывает широкие возможности языкового анализа и семантической работы; она дает научное основание для орфографического действия - проверки безударных гласных в нем (а также звонких/глухих согласных).
Когда школьники научатся более или менее точно находить и вычленять корень, они знакомятся (теоретически, практически они уже знакомы) с приставкой и суффиксом. В пользу первенства приставки приводится аргумент доступности: приставок мало - их легко запомнить, приставка легко выделяется, слова с двумя приставками встречаются не часто.
Аргументы в пользу первенства суффиксов: они семантически богаче приставок, ориентированы на части речи, разнообразнее и богаче выразительными возможностями - в общем, ценнее для словообразования.
Окончание изучается не столько в теме «Морфемный состав слова», сколько в курсе морфологии в связи с изменением частей речи - склонением и спряжением.
Аргументы в пользу изучения основы слова связаны во многом со словообразованием: последнее без понимания и умения выделять основы слов крайне затруднено.
Словообразование в практическом плане встречается уже в Iклассе:
- появление у слова нового значения (лексико-семантический способ): земля - почва. Земля - планета;
- новое слово образовалось по модели (морфологический способ): приземлился - опустился на Землю, прилунился ~ опустился на Луну;
- новое слово образовалось сложением корней: лун-о-ход;
- новое слово образовалось суффиксально-префиксальным способом: от слова вода - под-вод-н-ый.
Подобных случаев ученик встречает достаточно, чтобы на основе наблюдений сложилось обобщение: новые слова и значения возникают потому, что появляются новые предметы, явления; им нужно дать имя, назвать их. Для этой цели иногда берут уже известное слово и употребляют в новом значении. Иногда новое слово образуют по образцу похожего, образованного когда-то ранее, и т.д.
Исследование образования слов - форма развития мышления и речи учащихся. Многие познавательные задачи строятся как раскрытие образования слова: село Ромашкино, Молочное, посёлок Заозёрное, горная вершина Белуха, корова Звездочка.
В тех случаях, когда в учебник введена тема «Словообразование», формирование понятий проводится по уже встречавшейся методической модели: наблюдение над составом слов - языковой анализ (в данном случае - морфемный) - выделение признаков, способов образования новых слов - практическое образование слов различными способами - анализ семантики - употребление в собственной речи.
Немалую помощь может оказать словообразовательный словарь (словарик). Тема удобна также для составления схем и моделей, «цепочек» родственных слов: вода -водный - водник - подводный - подводник.
Постоянная, последовательная работа над лексикой, семантикой, морфемным составом слов, словообразованием, связями между ними формирует вывод: слово живет, оно служит важнейшим элементом, важнейшей единицей языка. Наилучшая, самая эффективная форма контроля усвоения - это модель, обобщение, языковой анализ, практическое применение знаний и умений в рассмотренных областях. Применение изученного может иметь место и в орфографии: в проверке правописания корней, суффиксов, приставок, окончаний. Критерии оценки усвоения раздела:
- богатство словаря школьников, его мобильность, быстрота и уместность выбора слов, употребление их в точном значении;
- умение объяснить значения слов, разобрать их по составу, дать определение корня, приставки, суффикса, окончания, синонимов, антонимов;
- назвать несколько признаков слова, несколько примеров образования слов;
- использовать знания для орфографических целей.
Формы контроля и оценки знаний (обратной связи) здесь не могут быть такими же жесткими, как, например, в орфографии, в культуре речи. Наиболее высокие требования предъявляются к ориентированию в морфемном составе слов.
Программные требования к основным учебным достижениям на конец года (3 класс)
Учащиеся должны уметь:
— найти, обозначить окончание в слове, данном в нескольких формах; найти, обозначить корень в ряду данных однокоренных слов; префикс, суффикс в ряду данных слов с одним и тем же префиксом, суффиксом.
Основные учебные достижения на конец года (4 класс)
Учащиеся должны уметь:
— найти, обозначить окончание в слове, данном в нескольких формах; найти, обозначить корень в ряду данных однокоренных слов, префикс, суффикс в ряду данных слов с одним и тем же префиксом, суффиксом.
В начальных классах проводится морфемный анализ слов (разбор слова по составу). Его цель — установить морфемный состав слова, т.е. определить, из каких значимых частей состоит слово. Проводится он, начиная со II класса и наиболее эффективен при сочетании с элементами словообразовательного анализа, так как создает условия для сознательного членения слов на морфемы. Приведем возможный вариант памятки, которой пользуются учащиеся;
в процессе разбора слов по составу.
Памятка
1. Определю, на какой вопрос отвечает слово, что оно обозначает и какой частью речи является.
2. Найду в слове окончание. Для этого изменю слово по числам или по вопросам (падежам).
3. Найду в слове корень. Для этого подберу родственные слова с разными приставками и без приставки. Сравню слова и найди общую часть. Это и будет корень.
4. Найду приставку. Для этого сравню однокоренные слова разными приставками и без приставки. Часть, которая стоит перед корнем,— приставка.
5. Найду суффикс, т.е. ту часть, которая стоит после корня и служит для образования слова.
Разбор слов по составу может использоваться в качестве самостоятельного упражнения, но более эффективен в сочетании с другими видами. Морфемный анализ слова — важное средство, способствующее пониманию учащимися лексического значения для правильности написания его морфем.
- Билет № 1
- 1.Общая характеристика современного процесса обучения: понятие, характер, цели и функции.
- 2.Определите основные задачи и пути развития речи младших школьников на уроках русского языка в начальных классах.
- 3.Разработайте конспект предметного урока по природоведению (класс, тема по выбору студента).
- 8. Узагальнення матеріалу із використанням наочності.
- Билет № 2
- 1.Общее представление о деятельности.
- 2.Раскройте особенности методической работы по формированию у учащихся начальных классов умений решать задачи определенных видов.
- 3. Решение задач на нахождение четвертого пропорционального (способ прямого и обратного приведения к единице, способ отношений)
- 3.Подберите подвижные игры на развитие ловкости и скорости (класс по выбору студента).
- Билет № 3
- 1.Технология коллективного творческого воспитания по и. П. Иванову.
- 2.Охарактеризуйте процесс анализа художественных произведений в начальных классах на уроках классного чтения (русский язык).
- 3.Составьте конспект урока - беседы о творчестве художника в.М. Васнецова «Удивительный мир сказки ».
- Билет № 4
- 1.Классификация вредных факторов производственной среды.
- 2.Методика изучения фонетических и морфологических написаний на уроках украинского языка в начальной школе.
- 3.Разработайте конспект урока в первом классе по теме: «Числа1 - 10 и число 0» по действующим учебникам.
- 1.Усна лічба
- 2. Каліграфічна хвилинка. Робота в парах.
- Билет № 5
- 1.Сущность, двусторонний характер, противоречия и закономерности современного процесса воспитания.
- 2.Подвижная игра как средство физического воспитания детей. Значение и классификация подвижных игр.
- 3.Обоснуйте систему работы над развитием украинской речи первоклассников.
- Билет № 6
- 1.Понятие о мышлении.
- 2.Методика обучения младших школьников упражнениям легкоатлетического характера.
- 3.Подберите систему приемов по ознакомлению учащихся с новым звуком и новой буквой на уроке обучения русской грамоте (основной период обучения, тема по выбору).
- Билет № 7
- 1.Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- 2.Охарактеризуйте особенности методической работы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
- 3.Спланируйте словарную работу в процессе ознакомления с художественным текстом (по выбору) на уроке классного чтения в 3 классе ( русский язык).
- Содержание словарной работы над языком «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» а.С. Пушкина
- Билет № 8
- 1.Инструктажи по вопросам охраны труда. Виды инструктажей по охране труда
- 2.Особенности изучения произведений различных жанров.
- Билет № 9
- 1.Личность педагога. Современные требования к личности и профессионализму.
- 2.Раскройте методику работы над словосочетанием и предложением, элементами синтаксиса и пунктуации на уроках русского языка в начальной школе.
- Методика работы над словосочетанием
- Методика работы над предложением
- Ознакомление с пунктуацией
- 3.Смоделируйте фрагмент урока «Сложение и вычитание двузначных чисел» на уроках математики.
- Vі. Усний рахунок.
- V. Розвиток математичних знань.
- Vі. Розв’язування задач.
- Vіі. Розвиток математичних знань.
- Vііі. Підсумки уроку.
- Билет № 10
- 1.Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.
- 2.Методика словарной работы с детьми младшего школьного возраста на уроках украинского языка.
- 3.Составьте план - конспект экскурсии с учениками начальной школы на выставку. Билет № 11
- 1.Гуманно - личностная технология ш.А. Амонашвили.
- 2.Охарактеризуйте особенности использования дифференцированного подхода на уроках математики в начальной школе.
- 3.Составьте основную часть урока гимнастики (класс на выбор).
- Билет № 12
- 1.Обязанности работодателя в сфере охраны труда.
- 2.Урок физической культуры - основная форма организации детей в процессе физического воспитания.
- 3.Выполните анализ составных задач трех видов, которые рассматриваются в третьем классе начальной школы.
- Билет № 13
- 1.Коллектив как условие и средство развития детской группы.
- 1.1. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.
- 1.2. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес а.С.Макаренко.
- 1.3. Существенные признаки коллектива и его функции.
- 1.4. Этапы и уровни развития детского коллектива.
- 1.6. Организация коллективной деятельности
- 2.Раскройте особенности проведения исследований и экспериментов на уроках естествознания в начальной школе.
- «Однорідні члени речення»
- 1.Організаційний момент.
- 2.Повідомлення теми, мети уроку.
- 3.Актуалізація знань, вмінь, навичок.
- 4. Повідомлення нових знань, вмінь, навичок.
- 5.Закріплення знань, вмінь, навичок.
- 2.Формирование физических качеств младших школьников в процессе выполнения физических упражнений.
- 3.Спланируйте упражнения по формированию графического навыка и исправления недочётов письма учащихся 1 класса (русский язык, основной период обучения грамоте, тема по выбору).
- Билет № 15
- 1.Технология проблемного обучения.
- 2.Охарактеризуйте современный урок математики в начальных классах и требования к нему.
- Билет № 16
- 1.Причины производственного травматизма.
- 2.Типы уроков классного чтения.
- Уроки ознайомлення з новим твором
- 3.Составьте план инструкции для проведения исследовательской работы в начальной школе (класс, тема по выбору студента).
- Билет № 17
- 1.Понятие, классификация и общая характеристика основных форм обучения различных образовательных уровней, которые реализуются в отечественной школе.
- 2.Раскройте систему работы по формированию словообразовательных понятий у младших школьников.
- 3.Составьте математический диктант с целью проверки знаний учащихся по теме «Нумерация чисел второго десятка» на основах дифференцированного подхода.
- Билет № 18
- 1.Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2.Раскройте систему работы по формированию полноценного навыка чтения у школьников на уроках русского языка и чтения в начальных классах.
- 3.Составьте конспект урока по теме «Петриковская роспись».
- Билет № 19
- 1.Технология с.М. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.
- 2.Методика изучения типов предложений по цели высказывания и интонации, главных и второстепенных членов предложения.
- 3.Подберите физические упражнения, направленные на развитие ловкости для младших школьников, исходя из определения ловкости как физического качества.
- Билет № 20
- 1.Меры предупреждения производственного травматизма.
- 2.Раскройте особенности организации домашней работы по математике: ее цели, содержание, методика проведения.
- 3.Обоснуйте систему работы над словом на уроках украинского языка и литературного чтения.
- Билет № 21
- 1 Система образования в Украине, ее структура и основные тенденции развития.
- 2.Охарактеризуйте методику организации и проведения наблюдения на уроках курса «я и Украина» в начальной школе.
- 2. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия после наблюдения над словосочетаниями:
- 4. Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.
- Обобщение и систематизация знаний. Исправление ошибок.
- Итог урока. Беседа.
- Билет № 22
- 1.Понятие о способностях: проблема биологического и социального в структуре способностей, виды и уровни способностей.
- 2.Методы и приемы организации детей на уроках физической культуры, обеспечивающие моторную и общую плотность урока.
- 3.Спланируйте упражнения по формированию речевых умений в работе над связным текстом. Подберите дидактический материал (русский язык, класс по выбору). Билет № 23
- 1.Личностно - ориентированное развивающее обучение (и.С. Якиманская).
- 2.Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей учащихся начальной школы.
- 3.Составьте памятку «Подготовка учителя к уроку математики».
- Билет № 24
- 1.Понятие особенностей воспитательного взаимодействия в условиях воспитательной системы.
- 2.Обучение младших школьников передачи объема и пространства в реалистическом рисовании на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
- 3.Составьте и обоснуйте логическую схему формирования естественных и социальных понятий, таких как: общество, человек, животное, растения, неживая природа.
- Билет № 25
- 1.Понятие и структура характера: представление о характере в отечественной и зарубежной психологии, понятие об акцентуации характера.
- 2.Методика проведения наблюдений и опытов на уроках труда в начальной школе.
- 3.Спланируйте урок по изучению сказки (класс, произведение на выбор).
- Билет № 26
- 1.Понятие, классификация и общий смысл традиционных методов обучения.
- 2.Средства физического воспитания учащихся начальных классов.
- 3.Разработайте пример дифференцированной работы на уроке математики над составными сюжетными задачами.
- Билет № 27
- 1.Темперамент в структуре индивидуальности человека.
- 2.Раскройте структуру творческих проектов естественно - социального содержания на уроках курса «я и Украина» в начальной школе.
- 3.Составьте конспект урока по теме «Портретный жанр в живописи».
- V. Практическая работа.
- VI . Завершение урока
- Билет № 28
- 1.Основные направления работы классного руководителя.
- 2.Раскройте особенности методической работы учителя начальных классов по изучению натуральных чисел на уроках математики.
- 3.Составьте комплекс ору, которые используются на уроках с элементами легкой атлетики.
- Билет № 29
- 1.Основные проблемы психологии мотивации.
- 2.Виды переводов и методика работы над ними.
- 3.Составьте план индивидуальной и массовой работы по экологическому воспитанию в начальной школе.
- Билет № 30
- 1.Педагогический процесс как целостная система и основная категория педагогики.
- 2.Охарактеризуйте современный процесс обучения первоклассников русской грамоте.
- 3.Составьте несколько тестовых заданий для учащихся начальной школы по изобразительному искусству. Билет №12
- 1.Обязанности работодателя в сфере охраны труда.
- 2.Урок физической культуры - основная форма организации детей в процессе физического воспитания.
- 3.Выполните анализ составных задач трех видов, которые рассматриваются в третьем классе начальной школы.
- Билет № 16
- 1.Причины производственного травматизма.
- 2.Типы уроков классного чтения.
- Уроки ознайомлення з новим твором
- 3.Составьте план инструкции для проведения исследовательской работы в начальной школе (класс, тема по выбору студента).
- Билет № 7
- 1.Технология развивающего обучения д.Б. Эльконина - в.В. Давыдова.
- 2.Охарактеризуйте особенности методической работы по формированию пространственных представлений у младших школьников.
- Содержание словарной работы над языком «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» а.С. Пушкина