logo search
для ГАК / смирнов тмв / Ч2

Третья группа: методы детской самодеятельности

К третьей группе методов детской самодеятельности в первую очередь относятся способы самоорганизации духа, чувства и разума, воли и поведения. К этой группе методов относятся: самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение. Они обеспечивают процесс внутреннего духовного самосовершенствования.

Сущность метода самоанализа заключается в том, что по мере взросления и усиления интереса ребенка к самому себе он все более настойчиво размышляет о своем отношении к окружающему миру, собственным поступкам, дает нравственную оценку желаниям и потребностям. Среди способов самоанализа важное место занимают: оценка своего конкретного поступка, формирование непредвзятого мнения о своем поведении, о положении в коллективе, об отношениях с товарищами, родителями, учителями. Самоанализ укрепляет верховенство разума над эмоциями, комплексами, инстинктами в поведении.

Метод самокритики позволяет ребенку на основе самоанализа обрести способность не только размышлять, но и критически оценивать себя, свои отношения в обществе, природе, коллективе, в семье, с учителями. Критическая самооценка у ребят бывает эмоциональной, изменчивой, недостаточно объективной: у одних она практически отсутствует, вытесняет и глушится самомнением, гордыней, у других, напротив, преобладает самоуничижение, комплекс неполноценности. Подростки и юноши подвергают критическому осмыслению свое поведение и внутренний мир как с помощью внутреннего монолога (интроверты), так и в доверительных беседах с друзьями, в высказываниях о себе в кругу товарищей, на собраниях, диспутах (экстраверты). В результате самокритики совершается сложный духовный процесс приближения индивида к объективной самооценке.

Назначение метода самопознания – превращение ребенка в субъект воспитания. В результате самоанализа и самокритики у ребят проявляется стремление к созданию цельного образа собственного «Я» у подростков, юношей и девушек самопознание способствует формированию жизненных планов, выбору профессии.

Важным методом духовного самостановления человека является нравственное самоочищение. В душе ребенка как следствие самоанализа и самокритики, понимания несоответствия между должным и желаемым в поведении накапливаются угрызения совести, недовольство собой, тревожность и обеспокоенность. Назревает внутренний духовный, душевный кризис. Ребенок хочет начать новую жизнь, в душе его совершается самоочищение как важный и верный признак нарождающейся духовности.

Самоанализ, самокритика, самопознание и самоочищение представляют собой главные слагаемые и механизмы духовно-нравст-венного самосовершенствования, формирующего внутренний мир человека. Все духовные процессы протекают в душе ребенка не изолированно, а в тесном единстве и органической взаимосвязи, что позволяет объединить рассмотренные методы и процессы в едином потоке самосовершенствования духа.

Среди методов детской самодеятельности важное место занимают способы:

Сущность метода самообладания состоит в способности самонаблюдения и контроля за внутренними интеллектуально-эмоциональными и психофизиологическими процессами. В ребенке необходимо развивать умение даже в острой экстремальной ситуации не допускать верховенства страстей над доводами рассудка.

Составной частью метода самообладания является самоограничение. Его сущность заключается в умении отказаться от личного удовольствия, удобства, наслаждения в пользу интересов дела или других людей.

Самоограничение не может развиваться в ребенке как нравственное качество без систематического самоконтроля, напоминания самому себе о данных обещаниях, без борьбы с самооправданием, самообманом, отступничеством и предательством. Самоконтроль обеспечивает удержание себя в рамках, принятых и внутренне одобренных правил.

На помощь самоконтролю нередко приходит такой способ обеспечения самообладания, как самостимулирование. Его суть заключается в том, чтобы за счет собственных усилий превратить должное и необходимое в желанное и притягательное.

Воспитанные ребята испытывают потребность и в самоторможении, самонаказании. Сущность самоторможения в том, чтобы в ситуации сильного соблазна или бездумного безнравственного действия найти в себе волю и мужество, вопреки психологии толпы, опасности подвергнуться презрению товарищей, остановить себя, запретить себе то, что делают другие. Самоторможение осуществляется как внутренний запрет, самоприказ, а также и как самонаказание, лишение себя удовольствия за проявленную слабость. В результате укрепляется воля, налаживается действенное внутреннее самоуправление.

Методы самоорганизации воли и поведения обнаруживаются в детской личности в виде действенной самодисциплины, добросовестного отношения к делу, людям, самому себе.

Самоорганизация духа, чувства и разума, воли и поведения вместе с методами организации коллектива, общественного взаимодействия и прикосновения педагога к личности ребенка активно формирует внутреннюю, духовно-нравственную личность, обладающую интеллектуальной свободой, свободой нравственного выбора и поведения.