9. Возрастосообразность педагогического процесса.
Возрастосообразность педагогического процесса, как педагогический принцип, находится в ряду других сообразностей: природной, культурной, личностной. Между тем, практическая реализация этого принципа сопряжена с затруднениями.
Следует отметить, что возрастная характеристика человека, при кажущейся очевидности, достаточно сложна, а календарный возраст является лишь одним из аспектов. Так, показатели биологического возраста (состояние систем организма), интеллектуального возраста (эмоционально-волевая и интеллектуальная зрелость), а также психологического возраста (самооценка и оценка своей жизненной перспективы) могут существенно различаться между собой и отличаться от календарного возраста. Другой сложностью определения возраста являются все ускоряющиеся трансформации цивилизации в последние десятилетия, существенно изменившими представления о возрастных нормах и условиях развития, социально-экономических требованиях к человеку. Между тем, даже при использовании широко известных психологических периодизаций развития (Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Э.Эриксона и др.), собственно педагогическое содержание учета возрастных особенностей представляет проблему. Мы будем использовать общепринятую классификацию школьных возрастов, примерно соответствующую этапам начальной школы – младший школьный возраст (ориентировочно, от 6 – 7 до 10 – 11 лет), основной школы – средний школьный возраст и полной средней школы (12 – 15 лет) – старший школьный возраст (16 – 18 лет).
Младший школьный возраст. Как правило, к 6,5 – 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяется как «готовность к школе». Однако, даже в этом случае, поступление в школу сопряжено со значительными трудностями: изменяется весь строй жизни ребенка, режим дня, отношения с окружающими людьми. Трудности периода адаптации могут приводить к различным поведенческим расстройствам: капризам, кривлянью и паясничанью, демонстративному поведению. Основным видом деятельности становится учение и учащиеся младших классов, за редким исключением, любят учиться. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать, правда, их больше увлекает сам процесс учения. Одновременно, у младших школьников сохраняются потребности дошкольного возраста в ролевой игре. Вообще, характерной чертой этого возраста является эмоциональность и предметность восприятия мира и преобладающая зависимость всего строя учебной деятельности от личностных отношений с учителем и другими детьми. В случае недоверия или неприятия ребенка со стороны взрослых, формируются лживость, возрастает невротизация.
Приоритетом педагогической деятельности с детьми этого возраста должно стать создание ровного положительного эмоционального фона в образовании, стимулированию собственно познавательных учебных мотивов и поэтапное формирование у каждого ребенка механизмов планирования, мышления и речи, самосознания, самооценки и самоконтроля. Раньше, главными целями начального образования считалось обучению чтению, письму, счету, сегодня успешность начального образования определяется интеллектуальным и личностным развитием ребенка, сформированностью нравственных оценок, готовностью к сотрудничеству и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, самостоятельностью в принятии решений. Средствами достижения этих целей являются как традиционные – чтение, математика, так и современные предметы – иностранный язык, информационные технологии, основы безопасности жизнедеятельности.
Средний школьный возраст. Содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется: подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Кроме того, у подростков начинают преобладать социальные интересы и потребности, возникает кризис познавательной деятельности: доверие к взрослым, как основной мотив обучения в младшем школьном возрасте исчезает, а собственные познавательные и профессиональные интересы еще не сформировались. Возрастает критичность и недоверие к окружающим, одновременно, в характере проявляется резкость, несдержанность, стремление к самоутверждению, принимающее иногда криминальные и опасные для жизни формы. В этой связи, приоритетом педагогической деятельности должно стать опосредованное влияние на подростка через коррекцию социальной среды (прямое назидание в этом возрасте, как правило, не только безрезультатно, но может привести к обратным результатам), и выстраивание взаимоотношений на «договорной» основе. Эффективность обучения, в значительной степени, определяется упражнениями на развитие памяти, воображения, способностей теоретического мышления, проективной и прогностической деятельности, привлечением подростков в систему дополнительного образования.
Целями образования на этом этапе становится формирование самостоятельной личностной и гражданской позиции, готовности к будущему профессиональному и социальному самоопределению. В то же время, обеспечивается преемственность с начальной школой, для чего вводится ряд новых интегративных предметов: обществознание, естествознание, усложняются требования к базовым учебным предметам.
Старший школьный возраст. Характерной особенностью возраста является дифференциация моделей поведения и учебной деятельности старшеклассников в зависимости от сформировавшихся жизненных стратегий. Большую роль начинают играть гендерный, социально-экономический, национально-культурный, личностный факторы, старшеклассник в большей степени рефлексивен, однако при этом, может быть совершенно некритичен в отношении стереотипов «своей» среды. Одновременно, формируется выдержка и самообладание, возрастает потребность в интимности (дружбе и любви). Общение со взрослыми в этом возрасте крайне противоречиво: с одной стороны, взрослые (в том числе, учителя) не признаются в качестве значимых партнеров по общению, с другой стороны, внутренняя потребность в узнавании мнения и отношения взрослых к происходящему крайне высока.
Обучение и воспитание старшеклассников требуют от учителя, в большей степени, позиции консультанта и помощника, готового к пониманию и помощи в самопонимании; высказыванию и аргументации своей точки зрения, но не стремящегося ее навязать и, тем более, достичь согласия и практического исполнения. Учебная мотивация приобретает смысл лишь при обращении к индивидуальному образу потребного будущего и сформировавшейся «Я-концепции».
В заключении еще раз отметим, что приведенные рекомендации носят усредненный характер, и, в современном обществе корректируются множеством факторов: политико-экономических, этнических, информационных и пр.
- Теоретическая педагогика
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Isbn 978–5–7509–1211–7
- Введение
- Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке
- Конспекты лекций к модулю 1
- 1. Феноменология педагогического знания.
- 2. Современные тенденции развития педагогики.
- 3. Сущность обучения.
- 4. Сущность воспитания.
- 5. Сущность образования.
- 6. Нормативно-правовые основы современного образования
- 7. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Педагогическая система.
- 8. Педагогика как наука: объект, предмет, функции и задачи.
- 9. Структура педагогической науки: внутринаучные отрасли.
- 10. Структура педагогической науки: междисциплинарные области знания.
- Вопросы для самообразования
- Практические задания к модулю 1
- Модуль 2. Методология педагогической науки
- И деятельности
- Конспекты лекций к модулю 2
- 1. Догматические истоки теоретической педагогики.
- 2. Философско-антропологические предпосылки педагогики Нового Времени.
- 3. Основы классической педагогической теории.
- 4. Теории обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий (тпфуд)
- Теория проблемного (проблемно-деятельностного) обучения
- Теория развивающего обучения (по д.Б.Эльконину-в.В.Давыдову)
- Теория программированного обучения
- 5. Теории воспитания.
- Теория коллективного воспитания
- Теория гуманистического воспитания
- 6. Методы педагогических исследований.
- 8. Методологические основы современной педагогики.
- 9. Интегративные подходы в современной педагогике.
- 10. Проблемное поле современных педагогических исследований.
- Вопросы для обсуждения
- Практические задания к модулю 2
- I Законы экспериментальной педагогики.
- II Педагогические законы (сформулированы в отечественной педагогической традиции).
- III Педагогические принципы.
- Модуль 3. Теории целостного педагогического процесса
- Конспекты лекций к модулю 3
- 1. Цели и целеполагание в педагогике.
- 2. Понятие содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования.
- 3. Механизмы нормирования содержания образования. Образовательный стандарт.
- 4. Понятие о методе обучения.
- 5. Понятие о средствах обучения.
- 6. Понятие о формах обучения.
- 7. Понятие о качестве образования и методах его контроля.
- 8. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.
- 9. Возрастосообразность педагогического процесса.
- 10. Непрерывное образование. Многообразие образовательных программ.
- Вопросы для обсуждения
- Задания для семинаров и практических работ
- Глоссарий
- Методические рекомендации для преподавателей
- Рекомендации по ведению лекционного курса
- Рекомендации по ведению семинарских и практических занятий
- Рекомендации по организации системы оценивания
- Рекомендации по организации «обратной связи»
- Итоговая анкета студента – слушателя курса «теоретическая педагогика»
- 2.3. Оцените, насколько значимо изучение курса «Теоретическая педагогика» для актуальных проблем Вашего образования и профессионально-личностного развития (обведите адекватную оценку в кружок):
- 2.4. Оцените эффективность методов и форм учебной деятельности (обведите адекватную оценку в кружок):
- Заключение
- 1. Феноменология педагогического знания. 8