logo search
методика-гос

86. Иноязычное образование рк

Основной задачей иноязычного школьного образования в XXI веке стало создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности, в то время как его целью – достижение базового (порогового – по общеевропейской терминологии) уровня иноязычной коммуникативной компетенции для общеобразовательных школ и повышенного уровня коммуникативной компетенции (продвинутого порогового – по общеевропейской терминологии) для школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназий и лицеев. Новый этап в развитии иноязычного образования в Республике Казахстан ознаменовался появлением новых тенденций. Первая тенденция — это усиление вариативности обучения иностранным языкам. Вариативность обеспечивает педагогический плюрализм, возможность учащимся учиться в разных типах общеобразовательных учреждений и формировать различные траектории обучения иностранному языку. Вариативность хорошо отработана на наших экспериментальных площадках и примером служит четырехмодульная система обучения иностранным языкам, созданная под руководством В. В. Понамаревой в середине 90-х годов. Вторая тенденция — это расширение политкультурности и языкового плюрализма, которые способствуют процессу непрерывного развития языковой личности. Важным фактором изменения школьной среды стало расширение спектра иностранных языков как в целом в столице, так и в рамках одной школы. В настоящее время в школах Астаны изучаются следующие иностранные языки: английский, арабский, испанский, итальянский, китайский, корейский, немецкий, турецкий, французский и японский. Все эти языки изучаются и как первые иностранные языки, и как вторые, и третьи. Наиболее распространенными европейскими языками, безусловно, являются английский, немецкий, испанский и французский. Согласно новых школьных правил, обучение иностранному языку вводится с первого класса, при этом предполагается отводить на иностранный язык не два, а три часа в неделю. Во многих школах с углубленным изучением иностранных языков и в лингвистических гимназиях сегодня учащиеся могут выбрать второй язык из 3–5 иностранных языков. Как правило, это немецкий, французский, испанский, английский, в последнее время к ним добавились японский, китайский, итальянский, в связи с мировой глобализацией. Вводятся вторые языки в ряде общеобразовательных школ. Введение вторых и третьих языков в школах Казахстана способствовало развитию языковой личности, общей образованности и культуры

Третьей тенденцией является расширение возможностей индивидуализации процесса обучения иностранному языку. Индивидуализация предусматривает создание условий, в которых каждый учащийся в полной мере может проявить свои способности и свою индивидуальность. В школах, особенно экспериментальных, уделяется много внимания индивидуализации, учитывая типы мышления, памяти, темперамента, внимания учащихся, выстраиваем индивидуальные планы обучения, в одной школе сочетается несколько типов моделей обучения иностранному языку. Индивидуализация предполагает учет интересов, личного опыта учащихся и обеспечение мотивации обучения. Индивидуализация предполагает и использование различных технологий, учитывающих возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности. К ним относятся введение и апробацию следующих технологий:  • когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии, концептуальные карты, рассмотрение и интерпретация отдельных случаев и ситуаций, решение проблем и др.); • сотрудничающие (драматизация, ролевые игры, граффити, интерактивные беседы, совместное составление рассказов, мини-саг и др.); • контролирующие (тестирование, дневники, языковые портфели, языковые конкурсы и олимпиады и др.); • мультимедийные (аудио-, видео-, компьютерные программы, интернет-ресурсы и т. д.); Четвертой тенденцией является открытость, которая предполагает доступность образования, прозрачность методов обучения и контроля. Новые форматы промежуточного государственного контроля в 9-х и 11-х классах по иностранным языкам, ЕНТ по английскому языку заставили учащихся и учителей осознать важность знакомства с критериями оценивания разных видов тестовых заданий и умениями их применять на практике для оценивания и самооценивания.. Пятая тенденция появилась не так давно и связана с развитием новой личностно-деятельностной парадигмы образования. Это — автономия. От формата преподавания мы перешли к обучению. Не человека учат, а человек учится. В новом стандарте обращается внимание на важность учебно-познавательной компетенции. Без развития автономии учащихся невозможна успешная социализация выпускников школ. Умение самостоятельно работать, используя различные стратегии, и успешно решать проблемы, связанные с изучением иностранного языка, помогут учащимся развить академические умения и справиться с вузовскими программами.

Шестая тенденция — расширение интернационализации обучения. Интернационализация стимулирует мобильность учащихся, дает им возможность учиться не только в Казахстане, но и за рубежом.  2. Седьмая тенденция - это увеличение числа школ, использующих мультимедийные технологии при обучении иностранному языку. Данный факт серьезно и положительно повлиял на изменение школьной среды в области иностранных языков. Практически во всех школах при обучении иностранному языку на уроках и / или во внеклассной деятельности используются информационно-коммуникационные технологии. Готовятся новые профильные курсы, которые имеют дистанционный характер. овладению иностранному языку на более высоком уровне. Восьмая тенденция — это растущая настоятельная потребность школ в перенимании инновационного опыта у школ, занимающихся экспериментальной и инновационной деятельностью.  Вышеназванные тенденции в целом плодотворно сказались на развитии языкового образования в Республике Казахстан и позволили повысить качество обучения иностранному языку, о чем говорят результаты различных олимпиад и конкурсов, результаты ЕНТ.

87.

Методический анализ урока - вид анализа, ориентированный на оценку структуры и содержания урока, технологии его проведения, эффективности решения учебно-методических задач

Какова же общая схема анализа урока иностранного языка? Воспользуемся рекомендациями Е.И. Пассова и Н.Е. Кузовлевой, данными в книге «Урок иностранного языка» [6, 625-626].

1. Сначала определите правомерность формулировок целей и задач урока, насколько они вписываются в цикл уроков.

2. Установите по последнему упражнению, а также по ответам учащихся в упражнениях репродуктивного и продуктивного характера, насколько достигнута учебная цель и решены ли соотнесенные с нею задачи.

3. Определите меру адекватности упражнений.

4. Выявите соотношение упражнений: между упражнениями в развиваемом виде деятельности и другими, между условно-речевыми упражнениями в уроках I и II типа, между упражнениями имитативного и подстано­вочного характера, с одной стороны, и упражнениями трансформационными и репродуктивными, с другой, между упражнениями с опорами и без них.

5. Установите, соответствует ли последовательность выполнения упражнений стадиям формирования навыков и/или стадиям развития умения.

6. Подсчитайте, как распределено время на уроке: на главную цель, на развитие того или иного вида речевой деятельности, на время говорения учителя и учеников, на ту или иную задачу урока.

7. Определите общую логику урока (его целенаправленность, целостность, динамичность, связность), содержательность урока, его воспитательную ценность.

8. Установите, как осуществлял учитель индивидуализацию учебного процесса, как учитывал личностные, субъектные и индивидные свойства учащихся.

9. Проанализируйте, как владеет учитель технологией урока: умением дать четкую установку, использовать различные опоры и организационные формы работы в их адекватности целям и задачам урока, умением занять работой всех, оценить работу учащихся, проводить отдельные виды работы, использовать приёмы исправления ошибок и др.

10. Оцените учителя как речевого партнёра (его умение общаться, говорить адаптивно, выразительно, держать себя, владеть голосом и т.п.).

Разные методисты предлагают свои схемы анализа урока ИЯ. Схема анализа может быть любой, и выбор ее зависит от многих факторов. Анализировать можно как уроки коллег, так и свои собственные. Анализ уроков - не просто увлекательная деятельность, она чрезвычайно полезна для становления учительского мастерства. Тот, кто хорошо анализирует уроки, грамотно их планирует и успешно проводит.

И ещё одно важное замечание. Задача анализа - не уличить учителя в различных методических грехах, а помочь ему увидеть недостатки урока и посоветовать пути их ликвидации. «Критикуя, предлагай!» - таков девиз анализа. Вот почему любой анализ должен быть уважительным и конструктивным.