logo search
экзамен педагогика

Содержание учебного процесса

Содержание учебного процесса – конкретный ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение. Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Содержание общего образования составляет основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения, содержание должно отражать как текущее, так и перспективные потребности общества, а так же отдельных людей. Именно потребности в наибольшей степени направляют формирование содержания.

Среди систем, в наибольшей степени обусловливающих формирование содержания обучения, выделяются системы:

    1. принятых целей

    2. социальных и научных достижений

    3. социальных потребностей

    4. личных потребностей

    5. педагогических возможностей и др.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования. В содержании образования прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. Общими основами определения содержания школьного образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.

Гуманизация – направление, составленное из возможностей не только гуманитарных, но и всех других предметов. Необходимо оптимальное соотношение гуманитарных и естественных дисциплин.

Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру представления. Элементы структуры – это отдельные знания или их элементы, которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило только один раз. При выборе такой структуры важно придерживаться требований последовательности, систематичности, историзма. Данная структура оправдывает себя при изложении литературы, истории, музыки.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Эта структура широко используется при изучении физики, химии, биологии.

Характерной особенностью спиральной структуры является то, что учащиеся не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов. Наиболее эффективной спиральная структура оказывается при изложении общественных, педагогических, психологических наук.

Составители учебных книг сегодня все больше используют возможности смешанной структуры, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемых знаний, а также особенности тех групп учащихся, которым будет адресовано разрабатываемое содержание.